Цены на муку в Таджикистане выросли в 2 раза за последние семь лет. Если в 2015 году мешок муки можно было купить за 160 сомони, то сегодня средний ценовой диапазон – 320 сомони.

Таджикские производители заявляют, что к повышению цен на муку они не имеют никакого отношения. Представители компаний – поставщиков муки на рынок Таджикистана называют следующие причины, почему растут цены.

 

1. Пшеница дорожает во всем мире

Оптовая цена кг пшеницы на мировом рынке – 4 сомони, в Казахстане – около 3,4 сомони.  За минувшую неделю цены на пшеницу в Казахстане выросли на 1500 тенге, поднявшись с 118 до 119,5 тысячи тенге за тонну (от $265,81 до $269.19).

Таким образом, внутренний рынок повторил динамику мирового, где стоимость тонны продовольственного зерна выросла с $315,5 до $321,3 доллара, сообщает Eldala.kz.

Эксперты ожидают сохранения тренда на повышение стоимости сельхозсырья. Причин несколько, в том числе, неблагоприятные прогнозы на урожай 2022 года.

 

2. Удобрения в дефиците

Всемирный банк 10 декабря выступил с предупреждением о том, что в следующем сезоне возможен продовольственный кризис, вызванный ростом цен на удобрения.

Как пишет Eldala.kz, причина в газовом кризисе: голубое топливо, которое служит основным компонентом производства азотных удобрений, подорожало за год в шесть раз.

Компании-производители вынуждены сокращать производство, что привело к дефициту на рынке. 

По данным Всемирного банка, сегодня цены на диаммоний фосфат на глобальном рынке превысили $670 за тонну, на тройной суперфосфат они достигли $618.

Asia-Plus

 

3. Урожая становится меньше

Очевидным следствием этой ситуации эксперты называют снижение урожайности, уменьшение производства зерна и новый виток продовольственной инфляции в 2022 году.

Министерство сельского хозяйства Казахстана ввело ограничения на вывоз из страны пшеницы и муки.

С момента вступления в силу этого приказа до 15 июня 2022 года экспорт пшеницы и муки будет производиться только в рамках утвержденных объемов квот.

Основными рынками сбыта казахстанской пшеницы остаются Узбекистан, Афганистан, Таджикистан и Кыргызстан - 90% от всего импорта пшеницы.

Сельскохозяйственной отрасли Казахстана может угрожать банкротство, если ситуация с ростом цен на пшеницу не изменится. 

 

4. Трейдеры повышают цены – это не выгодно всем

Депутат казахстанского Мажилиса Айбек Паяев предложил запретить вывоз зерна из страны до нового урожая, чтобы не допустить остановки мукомольных заводов, стабилизировать цены и обеспечить внутренний рынок мукой и кормами.

Как пишут казахстанские издания, трейдеры из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Афганистана скупают пшеницу со всех элеваторов страны.

Эксперты Казахстана считают, что трейдеры, искусственно создавая цены, не дают местным производителям перерабатывать собственную пшеницу.

Импортеры используют хаотичные методы торговли, чтобы вывезти как можно больше зерна из Казахстана, в результате чего развивают перерабатывающие заводы в своих странах. 

Таджикистан закупает более 90% от общего объема импорта пшеницы именно в Казахстане. В 2021 году республика закупила в этой стране около 1 млн тонн.
Asia-Plus

 

5. Повышение транспортных расходов 

В 2022 году в Таджикистане в 1,7 раза подорожало топливо – бензин, сниженный газ и дизельное топливо. За первый квартал 2022 года выросла стоимость бензина в 2,9%, дизтоплива на 8%.

Конечно, это негативно отражается на цене продукции – ведь мукомольные предприятия отправляют фасованную муку на торговые точки по всем районам Таджикистана.  

Ранее некоторые эксперты в Таджикистане обвиняли производителей и поставщиков муки в искусственном повышении цен, используя ажиотаж, возникший в связи с российско-украинским конфликтом.

Однако, компании-поставщики муки в Таджикистане категорически опровергают эти обвинения, считая их безосновательными. 

 

6. Нагрузка на квоты

По данным министерства сельского хозяйства Казахстана, пшеница и мука будут экспортироваться в рамках заранее установленных квот. 

Квоты определены в объеме: на пшеницу и меслин - 1 млн тонн;

на муку пшеничную или пшенично-ржаную - 300 тыс. тонн.

По этой квоте Таджикистан будет получать зерно из Казахстана, но уже по высокой цене.

На квоты налагается дополнительная нагрузка. Для получения квоты экспортеры обязаны продать 10% от объема предполагаемого экспорта пшеницы государственному предприятию по низкой цене, соответственно ценовая разница накладывается на экспортируемую пшеницу.

Asia-Plus

 

7. Последствия «спецоперации»

Производители муки в Таджикистане упоминают также об исторически-экспортном потенциале Российской Федерации и Украины (почти 30% от мирового) и вероятных последствиях затяжной специальной военной операции на Украине, т.е., о том, что сезон посевных мероприятий на Украине прошёл, а это, – 7% от валовой контрибуции к мировой.

Хотя, несмотря на то, что сезон посевных в Российской Федерации начат, но в связи с внедрённым санкциями, вероятность экспорта снизится от 22% и ниже, что также повлияет на мировые цена на зерновые, включая пшеницу.

Также, учитывая вероятность того, что Российская Федерация может включить в рублёвый список дополнительно не только органические удобрения, но и стратегическую сельхозпродукцию, а зерновые и есть одна из этих продукций, вероятность нежелания вести торговлю в рублях может негативно повлиять на общемировые цены.

Хотя, переход торгово-финансового взаимоотношения в российские рубли может породить обменные издержки, что также приведет к росту цены продукции как на глобальном, так и на местном уровнях.

 

8. Колебания курса валют

Необходимо, также, добавить пару строк о нестабильной курсовой разницы и волатильности валютной биржи, что повлияло на курс доллара и российского рубля, и общей политики Национального Банка о вынужденном сдерживании доллара на расчётных диапазонах, не давая возможность банкам использовать «плавающий курс».

Хотя, и при этих возможностях, при первом случае с долларами США, покупатели пшеничного зерна с последующей переработки внутри Таджикистана будут терять от курсовой разницы, а при втором, с российским рублём, также терять при вторичной конвертации, так как даже с Казахстаном, таджикские предприятия ведут долларовый взаиморасчёт, тогда как в вопросах взаимозамещения и реэкспорта, Казахстан с Россией могут перейти на рублёвые расчёты.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК