Несмотря на то, что правительство талибов не признало еще ни одно государство мира, инвесторы проявляют интерес к стране. Наибольший интерес проявляют китайские компании.

В начале июля Афганистан посетили представители промышленных гигантов Китая, таких как  Aluminum Corporation of China (второй в мире производитель глинозема и третий - первичного алюминия. Капитализация составляет $14,1 млрд) и Beijing Engineering Corporation Limited (основана в 1953 году, занимается исследованиями и разработками в области водной энергетики). 

Как сообщает Sputnik Афганистан, талибы рассказали китайцам о текущей обстановке в стране и имеющихся инвестиционных возможностях. Те, в свою очередь, проявили интерес к таким сферам, как железнодорожная инфраструктура, энергетика и водоснабжение. 

Также в Афганистане планируют возобновить работу китайские госкомпании Metallurgical Group Corporation (MCC) и Jiangxi Copper на месторождении меди Мес Айнак. 

Месторождение находится в провинции Логар и было передано этим компаниям в 2007 году в аренду сроком на 30 лет. Афганистан, согласно условиям соглашения, получил за это $3 млрд, хотя запасы этого месторождения оцениваются в $100 млрд. В регионе планировалось развитие инфраструктуры, в частности строительство железной дороги и электростанции, однако пока эти планы не были реализованы, в том числе в связи с вопросами безопасности.  

В сентябре прошлого года представитель МИД Китая Ван Вэньбинь заявил, что китайские власти готовы к диалогу с новыми властями Афганистана по этому месторождению. Сейчас переговоры по возобновлению работы активизировались. Талибы дали свое добро и рассчитывают получить доход от этого в размере $800 млн.

Раскрыты детали контракта с китайцами на разработку нефтяного месторождения Кашкари.

Также в марте этого года афганская Госнефтегазовая компания заключила с китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC (4 место в мире по выручке на 2014 год) контракт на разработку нефтяного месторождения Кашкари. 

Согласно контракту, китайцы должны были начать работу в течение 2 месяцев после подписания контракта, 20% дохода от проекта получают талибы, а также нефть перерабатывается в Афганистане и не пойдет на экспорт.

В планах также строительство ТЭС для добычи железной руды в провинции Бамиан. 

Делегация китайских инвесторов прибыла в район Кахмард, где ознакомилась с угольным месторождением Калидж, который находится рядом с месторождением руды. ТЭС будет построена рядом. 

Инвесторы Ирана также проявляют интерес к этой стране, в частности к сфере дорожной и водной инфраструктур. 

В июле этого года представители некоторых иранских строительных компаний прибыли с визитом в Афганистан, где встретились с замминистром общественных работ «Талибана». Он предоставил им информацию о незавершенных проектах, в основном по развитию дорожной инфраструктуры.  

«Инвесторам предложено представить талибам свой план по развитию дорожной инфраструктуры страны. Некоторые иранские компании уже объединились с афганскими в проектные консорциумы», - сообщает Sputnik Афганистан. 

Также иранские инвесторы проявили интерес к проекту обеспечения Кабула водой в районе Панджшер, который оценивается в $3 млн.  

Проявившие интерес иранские и афганские компании пригласили свои технические группы проработать с Минводэнерго детали проекта для подписания меморандума о взаимопонимании.

Турция еще в сентябре прошлого года заявила, что намерена инвестировать в Афганистан.  

В частности, об этом говорил посол этой страны в Афганистане Джихад Эргинай на встрече с и.о. министра промышленности и торговли ИЭА Нуреддином Азизи. 

По мнению Эргиная, единственный способ достижения баланса в торговле - это инвестиции во внутренние афганские ресурсы. Он попросил Азизи содействовать в вопросе защиты интересов турецкого бизнеса в стране. В качестве сфер, потенциально привлекательных для турецких инвесторов, назван энергетический сектор.

Иллюстрация: almayadeen.net

Эргинай также предложил техническое сотрудничество в таможенной сфере и пообещал возобновление грузовых рейсов в Кабул

В связи с этим Турция не приостановила работы на ГЭС «Каджаки» в провинции Гильменд с приходом талибов. 

Первоначально плотину «Каджаки» построили США в 1953 году. В 1975 году при поддержке USAID было запущено два энергоблока мощностью 16,5 МВт каждый.

После модернизации ГЭС в 2016 году турецкой компанией, суммарная мощность была увеличена до 51 МВт, а в этом году - до 151 МВт. Реконструкция ГЭС обошлась туркам в $174 млн. 

На официальном мероприятии по запуску ГЭС участвовал посол Турции в Афганистане Джихад Эргинай и представители новой власти, в частности заместители премьер-министра «Исламского Эмирата Афганистан» мулла Абдул Гани Барадар Ахунд и Абдул Салам Ханафи.

Последний в своей речи призвал инвесторов вкладывать в экономику Афганистана, они в свою очередь «обеспечат им безопасность».  

«Мы просим тех, кто инвестировал в военный сектор в последние годы, сейчас инвестировать в сектор экономики Афганистана, а мы обеспечим их безопасность», - сказал он.

Турки также проявляют интерес к недрам Афганистана, но пока не знают, каковы механизмы инвестирования в Афганистан.  

В мае этого года Афганистан посетил директор турецкой горнодобывающей компании Patak, который встретился с главой Мингорпрома этой страны Шахабуддином Делавар.

Турецкий бизнесмен отметил, что представляет интересы не только своей организации, но и ряда коллег, заинтересованных в инвестициях в сектор, поэтому попросил талибов представить механизмы осуществления капиталовложений.

Также этой весной турки изъявили намерение вложить $250 млн в разработку нефтегазового бассейна Амударьи. 

Баз Мохаммад Гайрат, глава ассоциации торговцев и инвесторов, считает, что север страны богат углеводородами, за которые с турками вполне могли бы побороться и российские инвесторы. 

Как сообщает Sputnik Афганистан, геологические службы США и Афганистана в 2006 году оценили северные месторождения в 1,6 млрд барр нефти, 450 млрд м³ природного газа и 14 млн м³ сжиженного углеводородного газа. 

В бассейне Амударьи находится большая часть неразведанного газа. В 2016 году им интересовалась Россия, но были велики риски безопасности. 

Заинтересованность проявляет также бизнес из Ирана, Пакистана и стран Центральной Азии. 

Последнее время также активно обсуждается инвестиционное сотрудничество между Афганистаном и Россией. 

Еще в январе этого года официальный представитель временного правительства талибов в Афганистане Забиулла Муджахид сообщил в своем Twitter, что российские предприниматели планируют вложить инвестиции в сферу нефти и газа в Афганистане.

По его словам, российские инвесторы встретились с заместителем премьер-министра в правительстве талибов Абдулсаламом Ханафи в Кабуле и стороны обсудили вопрос создания заводов по переработке нефти, природного газа, а также объектов по производству компримированного природного газа и сжиженного природного газа. Также обсуждалось создание компании по производству цемента.

Недавно талибы предложили российскому бизнесу инвестировать в афганские природные ресурсы, в частности в добычу лития и углеводородов, а также производство цемента и гидроэнергетику. Талибы отмечают, что в Афганистане может вырабатываться 70 тыс. МВт электроэнергии, избытки он может экспортировать, что тоже может стать благоприятной сферой для российских инвестиций.  

В июне этого года в Афганистан прибыла делегация во главе с председателем Автономной некоммерческой организации «Деловой совет по сотрудничеству с Афганистаном» при Торгово-промышленной палате РФ Дмитрием Антоновым. 

Делегация подписала меморандум о сотрудничестве с торгово-инвестиционной палатой Афганистана. Как сообщает Sputnik Афганистан в его основу легли вопросы развития российско-афганского сотрудничества в сферах сельского хозяйства, транспорта и логистики, энергетики, строительства, машиностроения, банковского сектора и полезных ископаемых. 

«Перспективы сотрудничества зависят от безусловного признания талибами прав российских акционеров-учредителей компаний и продления их деятельности на очередной 15-летний период», - сообщил Антонов этому изданию.

Узбекистан проявляет большую заинтересованность к трансафганской железной дороге Узбекистан–Афганистан-Пакистан.  

Считается, что именно ради этого проекта была проведена Международная конференция по Афганистану в Ташкенте в июне этого года.  Проект этой дороги требует около $5 млрд. Узбекистан и Пакистан не могут покрыть полностью эти расходы, поэтому ищут инвесторов.

По некоторым данным к проекту уже проявляют интерес Россия и Казахстан, но рассчитывают также на финансовую помощь Китая. 

Совместная экспедиция по будущему маршруту из числа узбекистанских, пакистанских и афганских специалистов в июле провела совместное исследование будущего маршрута и никаких технических проблем не выявила. Теперь ожидаются очередные шаги по реализации проекта.  

Интерес проявляет не только иностранный бизнес, но и иностранные некоммерческие организации. В июне в Кабуле с муллой Абдул-Гани Барадаром встречался руководитель британской НПО Plant for Peace Джеймс Бретт. На встрече была поднята тема инвестиций в сельское хозяйство и горнодобывающий сектор, а также повышения плодородия засушливых территорий. 

«Талибы ставят вопрос ребром: им нужны такие механизмы капиталовложений, чтобы Афганистан стал самодостаточным и экономически независимым. Стороны пришли к соглашению о сотрудничестве по поиску выхода из кризиса на долгосрочной основе», - сообщается о результатах этой встречи.   

Малайзия выразила заинтересованность инвестировать в создание экономических зон, системы исламского банкинга и развитие в Афганистане промышленного и транспортно-логистического сектора. 

Министр экономики правительства «Талибан» Нуреддин Азизи и министр экономики Малайзии Мустафа бен Мохаммад в марте этого года договорились создать с каждой стороны по техническому комитету для проработки профильных вопросов. О результатах исследований доложат правительству талибов, после чего будут приняты решения о практических шагах. Малайзийский технический комитет возглавит министр лично. 

 

Инвестиции придут после признания

Экономическое положение Афганистана остро нуждается во внешних инвесторах. По данным ООН, 97% афганцев (население страны составляет 38 млн) живут менее чем на $1,9 в день, а также сообщается о смертях от голода, в том числе среди детей. 

Сложная экономическая ситуация, а также репрессии талибов выдавливают из страны квалифицированные кадры. На фоне этого можно полагать, что талибы готовы принять инвесторов почти на любых условиях, лишь бы иметь хоть какой-то доход. К тому же это положительно скажется на их имидже, как управленцев. 

Однако на сегодняшний день ни одна страна пока не признала талибов. Более того, они продолжают оставаться в списке террористов ООН и многих стран мира, в том числе тех, которые рассматривают инвестиционное сотрудничество с ними.

Де-юре при таком статусе любой инвестор может попасть в список пособников террористов и под вторичные санкции, но с другой стороны, сотрудничать с новыми властями Афганистана может быть очень выгодно и будет неудивительным, если, исходя из прагматичности, некоторые страны начнут исключать их из списка террористов и признают их правительство. 

По крайней мере, логика последующих шагов после переговоров с талибами об инвестициях может заключаться только в этом. 

Читайте нас в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.