Таджикистан с потоком миграции теряет своих высококвалифицированных специалистов. Вчерашние студенты и специалисты со стажем уезжают в страны ближнего зарубежья и Евросоюза, США и Канаду.

В Таджикистане отмечается очень высокий уровень миграции не только специалистов средней и низкой квалификации, но и профессионалов с высшим образованием. Только за 6 месяцев 2014 года из Таджикистана уехали более 370 тысяч человек.

Как указывается в экономическом обзоре GIZ (Германское общество по международному сотрудничеству), Таджикистан находится на 55 месте в рейтинге «недееспособных» государств мира (Failed States Index), который был составлен американским журналом Foreign Policy и общественной организацией «Фонд Мира». Показатель миграции и «утечки мозгов» из Таджикистана равен 6,1 балла по 10-балльной шкале. Этот показатель включает в себя не только миграцию низкоквалифицированных граждан, но и хорошо образованных кадров.

Уехать, чтобы не вернуться

Сафар Назиров живет и учится в Германии уже шестой год. В эту западную страну он попал по программе DAAD (Германская служба академических обменов). Молодой человек пока не хочет возвращаться на родину, так как считает, что не сможет там найти работу с достойной оплатой.

- Стипендия от Института Гетте помогла мне не только получить медицинский диплом, но и хорошую работу в госпитале. В тот год, когда я подал документы DAAD, со мной сдавали экзамены по программе еще 6-7 человек. Все мы были второкурсниками Таджикского медуниверситета. Сейчас я свободно могу практиковать свои навыки в госпитале в качестве медбрата. Будь я сейчас в Таджикистане, уверен, что после окончания медицинского вуза я занялся бы бизнесом, а не медициной, - говорит Сафар.

Медик добавляет, что если когда-нибудь и вернется в Таджикистан, то все равно буду стремиться, чтобы уехать.

Умеда Сабирова одна воспитывает троих детей. Покинуть страну и переехать в Германию ее заставила нужда.

- Я работала в одной из госструктур и получала 120 долларов в месяц. Для семьи, где нет отца, очень трудно прожить на такую зарплату. Тогда я решила учить немецкий язык и подать документы в агентство, которое помогает трудоустроиться в Германии. Сюда я приехала шесть месяцев назад. Через два месяца смогла забрать детей. Сейчас мои младшие дети учатся в школе, а старший сын ходит на языковые курсы, - рассказывает Умеда.

На вопрос, хотела бы она вернуться в Таджикистан, Умеда с уверенностью говорит, что приедет только, для того чтобы свидеться с родными.

- Приеду сюда, только чтобы повидаться с мамой, сестрами и братьями, но я обратно вернусь туда, где будет мне и моим детям лучше. И это явно не Таджикистан, - говорит Умеда.

Сейчас она живет в городе Герольштайн и работает в одной из социальных служб.

Навруз Шарипов - выпускник Таджикского технического университета имени Осими, также покинул страну и перебрался в Германию:

- Живя за пределами родины, могу сказать, что для меня главное - это получить хорошую практику в сфере технологий. И поскольку в Германии мне такую возможность предоставили, я без раздумий принял решение уехать и работать там.

Выпускник ТТУ уверен, что с его красным дипломом он вряд ли смог бы найти работу дома.

- Заслуженный красный диплом в Таджикистане никого из работодателей не интересует. Куда бы я ни пошел, везде требуются связи. Ни твой опыт, ни образование в Таджикистане никого не интересуют, а если и удается устроиться, то оплата мизерная. Вот и выходит, что у нас в стране никто не заинтересован, чтобы экономика развивалась. У нас нет даже обыкновенного центра по новейшим технологиям, где бы могли работать молодые специалисты, - сетует Навруз.

Остаться без выбора

Социолог Алла Кувватова считает, что не все студенты и молодые специалисты имеют возможность, как Сафар или Навруз, устроиться за рубежом, поэтому они вынуждены остаться и работать здесь. Но, чтобы удержать специалистов, в которых нуждается страна, надо создавать условия, как это сделали соседние республики.

- Наши соседи по Центральной Азии - Узбекистан и Казахстан – еще в начале своей государственной независимости отправляли на учебу и стажировки в западные страны огромное количество молодых людей. И сегодня они работают во всех структурах своих государств на руководящих должностях. Мы несколько опоздали с такими инициативами. Но в последнее время Министерство образования и науки по квотам отправляет на учебу в разные страны талантливую и способную молодежь с условием, что они должны будут после учебы вернуться обратно и работать по специальности, - говорит Кувватова.

Преподаватель Института языков им. Б. Гафурова Мирзо Бобоев занимается подготовкой студентов на получение различных стипендий для обучения в Германии. И он уверен, что нынешний отток специалистов связан с неразвитым чувством патриотизма у молодежи.

- Нашим молодым специалистам не хватает патриотизма. В стране есть комплекс проблем, и их должны решать молодые работники, которые, несмотря ни на что, любят свою страну, - утверждает Бобоев.

Тем не менее, как преподаватель он отмечает тот факт, что желающих получить стипендию для обучения в Германии не так уж и много, как это считают другие.

Между тем, только через DAAD ежегодно на обучение и стажировку в Германию выезжают до 300 человек. Как рассказал «АП» сотрудник DAAD Фаридун Саидзода, в прошлом году стипендию на обучение в Германии смогли получить 240 человек. В их числе не только студенты, но и преподаватели, экономисты, юристы и медицинские работники, то есть, те, кто уже имеет высшее образование, но хочет жить и работать в Германии. И с каждым годом число тех, кто хочет выехать в Германию по программам DAAD, становится все больше.

Россия – путь без образования

Между тем, большая часть выезжающих за пределы Таджикистана все же стремится попасть в Россию. По данным ФМС РФ, сегодня более миллиона граждан Таджикистана находится в Российской Федерации в трудовой миграции. Из этого числа, по данным ФМС, только 3-4 граждан работают там по своей специальности. Остальные 97% используются как низкоквалифицированные работники.

Социолог Алла Кувватова отмечает, что основной поток мигрантов из Таджикистана составляют те, кому неважно образование, и едут они, как правило, в Россию.

Правозащитница Екатерина Назаршоева говорит, что страну покидают даже те, у кого нет никакой специальности и профессии по причине отсутствия в стране всяких перспектив.

- В России большая часть наших граждан работают или подрабатывают, как низкоквалифицированные трудовые мигранты. Тем не менее, даже то плачевное состояние, в котором они, порой, оказываются, не пугает подрастающее поколение. Молодежь сразу после школы стремится вслед за своими сородичами именно туда, потому что видит в этой стране возможности.

По мнению юриста, таджикские граждане будут продолжать искать работу за рубежом, в том числе - в России, так как для многих это остается единственным способом для обеспечения своих семей. И чтобы они там были более или менее защищены, необходимо об этом позаботиться властям республики.

- Как бы это громко ни звучало, Таджикистану сейчас выгодно отправлять своих граждан на работу за ее пределы, так как наша экономика держится именно на них, на тех средствах, которые пересылают мигранты на родину. И поэтому мы должны сделать все, чтобы их там защищать. А для этого необходимо готовить молодежь по тем специальностям, которые востребованы в той же России, также открывать для них курсы обучения русскому языку. Готовить надо их и с правовой стороны, куда и как обращаться в случае нарушения их прав.