Вице-премьер Таджикистана Азим Иброхим еще в марте поручил нарастить выпуск отечественных продуктов питания. Что для этого нужно сделать для начала – властям, «Азия-Плюс» рассказал бывший министр пищевой промышленности, ныне профессор-консультант Технологического университета Икром Курбонов.

 

Кадры решают все

Подготовка кадров в вузах Таджикистана и дальнейшее обеспечение их работой с достойной зарплатой остается главной проблемой отрасли.

«Нужны квалифицированные кадры, - говорит он. - Нужны предприниматели, которые будут инвестировать в производство. Сейчас не время узкопрофильных специалистов. Инженер-технолог должен быть предпринимателем, финансистом, новатором, конструктором. С первого курса я объясняю своим студентам, что такое бизнес-план, маркетинговые исследования; инженеры должны знать элементарные законы рынка. Потому что одно дело - знать, как делать хорошие продукты, и другое - суметь сделать их дешевле, чем у конкурента, при этом без потери вкусовых качеств продукции».

Икром Курбонов
Фото Asia-Plus

В Технологическом университете Таджикистана кадры для этой отрасли готовят и, по словам Курбонова, это хорошие кадры. «Сегодня, например, в душанбинском молочном комбинате местные специалисты творят чудеса, - говорит он, - Но есть проблема, далеко не все молодые специалисты-выпускники  находят работу».

Вместе с тем, профессор уверен, что Таджикистану необходимо готовить кадры и в зарубежных, особенно в российских вузах, а также направлять специалистов на курсы повышения квалификации и обязательно договориться о проведении практики студентов на предприятиях пищепрома республики.

 

Невыгодные кредиты

Отсутствие доступа к кредитам с низкой процентной ставкой еще одна проблема производителей. «У нас сложная система финансирования: ставки по банковским кредитам составляют порядка 25 процентов в год, с такими ставками очень сложно выжить любому предпринимателю.  Производителям нужны льготные  кредиты, а остальное они сделают сами: наладят поставки, найдут покупателя за рубежом», - уверен специалист.

Он считает, что проценты кредитов должны быть в пределах  5-10% годовых.

 

Об инвестициях и налогообложении

Инвесторы в Таджикистан не идут. Им нужны привлекательные условия, которых нет.

Многие виды сырья, завозимые из-за рубежа, например, сахар, подвергаются двойному налогообложению. То есть, предприниматель, который завозит сырье для производства продуктов питания, платит налоги несколько раз.

Это отражается на себестоимости, в итоге завоз готовых продуктов из-за рубежа становится более выгодным делом, чем их производство в самой республике.

«Образно говоря, мы требуем плодов с черенка, не дожидаясь, когда он вырастет в дерево и начинает плодоносить», - поясняет Икром Иноятович.

 

Что нужно сделать?

У профессора свой рецепт реанимации отрасли.

Так как основной сырьевой базой пищевой промышлености является сельское хозяйство, было бы лучше объединять их в одно ведомство.

«Пищепром нужно передать Минсельхозу и создать промышленно-аграрные комплексы на территории всех районов. И в них приоритетом  должна стать переработка сельхозпродукции, поэтому не зря я поменял слова «промышленный» и «аграрный» местами», - говорит ветеран отрасли.

По его мнению, в каждой корпорации, занимающейся выращиванием сельскохозяйственной продукции, должны быть мини-предприятия по их переработке – это могут быть консервные цехи, площадки по сушке и обработке, холодильники для хранения, предприятия по выпуску соков, вин, полуфабрикатов. «В перспективе мы не должны экспортировать сырье, все должно быть переработано в самой республике», - говорит он.

Таджикская продукция может выиграть конкуренцию не за счет количества, а за счет натуральности. Из-за того, что в республике много солнечных дней, аграрная продукция Таджикистана при переработке не нуждается в использовании таких ингредиентов, как  искусственный сахар, пальмовое масло, что делают за рубежом.

«Нам необходимо переоценить работу производства, наладить программу импортозамещения, которая работала бы в каждом районе республики», - резюмировал Икром Иноятович.

Он рекомендует строить малые предприятия с привлечением инвесторов из России, Беларуси и Казахстана, так как создание больших предприятий,  как было во времена СССР, не выгодно. 

 

Какие товары производить на экспорт?

По данным Минпрома, в 2019 году таджикскими предприятиями пищевой промышленности было произведено продукции на сумму более 5,3 млрд. сомони ($545 млн.). Это на 9,2% или на 452 млн. сомони больше по сравнению с 2018 годом.

Таджикские сухофрукты

В министерстве подчеркивают, что в 2019 году таджикские производители диверсифицировали географию экспорта пищевых продуктов.

В частности, были налажены поставки консервированной продукции в США, сухофруктов в Турцию, а также соков и других различных напитков в Литву, Азербайджан и ОАЭ.

Но этого мало, потенциал Таджикистана позволяет переработать всю продукцию, выращенную на полях страны.

По словам Курбонова, в свое время была составлена целевая программа восстановления экспортно-ориентированной консервной промышленности. «Ежегодно мы выпускали до 300 миллионов условных банок консервированных продуктов, из них 30 миллионов полностью покрывали наш внутренний рынок, остальные мы отправляли на экспорт», - вспоминает он.

Кроме консервной продукции, есть потенциал увеличить выпуск вино-водочной продукции и виноматериалов.

«Зная, что развитие виноградарства и виноделие обеспечивают десятки тысяч рабочих мест и являются бюджетообразующими отраслями, в 70-е годы в Таджикистане мы ввели в строй винкомбинат «Шахринав», - говорит специалист. - В странах СНГ и сегодня помнят прекрасное настоящее «Советское шампанское», таджикские марочные вина «Гиссар», «Ширин», «Исписор», «Таджикистан», «Орзу», «Джаус», «Тайфи», «Ганчи», «Памир», «Кагор». Это были настоящие вина, а не «винные напитки», какими сегодня завалены полки магазинов».

По его словам, также нужно задействовать имеющие возможности по выпуску соков, питьевой бутылочной воды, сухофруктов и табака.

«Вот эти основные продукты, которые в перспективе Таджикистан может выпускать на экспорт, - говорит профессор. - Непонятно, почему перестали обращать внимание на табак, ведь в  Пенджикенте и Айни производили 10 тысяч тонн табака в год, причем этот табак был не рядовой: таджикское сырье использовали на 95 табачных фабриках бывшего Советского Союза в качестве ароматизатора, чтобы улучшить качество курительных изделий», - напоминает он.

 

Что мы можем производить для внутреннего потребления?

У Таджикистана есть возможность обеспечить внутренний рынок  растительным маслом, особенно хлопковым, за счет хлопковых семян, выращенных внутри республики. А также за счет завоза пшеницы из-за рубежа наладить работу мукомольных предприятий и выпускать в достаточном количестве муки, хлебно-булочных изделий, корма для домашних животных.  

«Ввод  в действие Душанбинского масложиркомбината позволил наладить переработку до 500 тысяч тонн хлопковых семян в год. Импортное оборудование масложиркомбината, который считался лучшим в Средней Азии, выпускало самую разнообразную продукцию: растительное масло, маргарин, майонез, глицерин, хозяйственное мыло – всё это по безотходным технологиям, вплоть до гудрона, который применяли в дорожном строительстве, - говорит специалист. - По выпуску хлопкового масла мы перекрыли норматив ВОЗ по его потреблению на душу населения – 13 килограмм в год». 

Как отметил Икром Иноятович, при положительном решении вышеназванных проблем Таджикистан может обеспечить некоторыми видами пищевой продукции не только внутренний рынок, но получить большую прибыль от экспорта.