Сегодня, 14 октября, в Таджикистане отмечается День предпринимателей, и мы собрали главные препятствия на пути бизнеса, которые остаются нерешенными.
Тяжелое налоговое бремя
Налоговая нагрузка на бизнес в Таджикистане после принятия действующего Налогового кодекса в 2013 году несколько снизилась, но республика всё еще остается среди стран с высоким уровнем налогообложения предпринимателей.
По последним данным Всемирного банка, среднее предприятие в Таджикистане тратит около 65% своих доходов на налоги и другие обязательные сборы.
Впрочем, кроме высоких налоговых ставок предприниматели жалуются также на частоту проверок, в том числе, незаконных, а также на требования инспекторов по поводу предоплаты налогов и прочее.
Предприниматели говорят, что в условиях существующей в стране деловой среды в целом, и налогообложения, в частности, бизнес обречен на провал, если это, конечно, полностью легальный бизнес.
Некоторые представители малого и среднего бизнеса признаются, что вынуждены скрывать большую часть своего дохода, чтобы как-то выживать в условиях непосильных налогов.
Они считают, что облегчение налогового бремени будет способствовать резкому увеличению численности предпринимателей, и, соответственно, росту доходов бюджета.
Власти понимают это, соответствующим министерствам и ведомствам еще три года назад было поручено проанализировать действующее налогообложение и направить правительству предложения относительно устранения существующих проблем.
По итогам этих работ руководство страны в мае 2019 года поручило разработать проект Налогового кодекса в новой редакции с учетом интересов субъектов предпринимательства, в первую очередь, производственников.
Однако проект подготовленного Кодекса до сих пор остается всего лишь проектом, хотя планировалось его принять и ввести в действие еще в середине 2020 года.
Частые проверки с поборами
Власти приняли и реализовали различные меры для предотвращения частых проверок, в том числе, объявили мораторий на проверки производственников (2019-2020 гг.).
За прошедшие два года, по официальным данным, количество инспекционных структур сокращено с 31 до 25, а плановых проверок - на 27%. Количество разрешений сократилось с 605 до 74-х наименований, также был создан единый государственный электронный реестр для разрешительных документов.
Однако представители среднего и малого бизнеса говорят, что подвергались и подвергаются проверками одной и той же частотой, как со стороны налоговых органов, так и со стороны других структур: прокуратуры, милиции, санэпидемстанции, Госстандарта, экологической и пожарной служб и прочих.
Они признаются, что в большинстве случаев приходится делиться содержимым своего кошелька, чтобы избавиться от непрошенных, беспардонных гостей.
Руководитель юридической компании «Химоя» Навруз Одинаев говорит, что на огромное количество проверок жалуются многие предприниматели.
«И когда это происходит предпринимателю в такие моменты приходится больше заниматься административными вопросами, нежели своим бизнесом. Это давит психологически, и многие признаются, что вынуждены закрыть свой бизнес из-за постоянных проверок. Кстати, эти проверки часто бывают незаконными», - сказал он «Азия-Плюс».
Он рассказал случай, когда к нему за помощью обратились предприниматели, которые работали с иностранным капиталовложением.
«Мы помогли им с регистрацией, и они начали работать. Через две недели они позвонили и сказали: «Навруз, у нас налоговая проверка». Я допустил, что эта проверка незаконная и сказал, чтобы они ничего не предпринимали и сам отправился к ним в офис. Я представился проверяющим, и попросил представиться их. Проверяющие сначала отказались, потом назвали только имена без фамилий, после попросили предоставить документы, а я в ответ сказал, что у них нет основания требовать документы. Слово за слово, в итоге они поняли, что я - юрист и знаю права своего клиента. В итоге они сказали, что уйдут, но вернутся с официальным документом, и тогда они с нами будут разговаривать жестче. Чем все закончилось? Они так и не вернулись», - заключил правозащитник.
Несправедливая раздача льгот
Еще одной проблемой, которая озвучивается не только предпринимателями, экспертами, международными финансовыми организациями, но и фискальными органами страны, являются массовые послабления в пользу одной группы налогоплательщиков перед другими.
Некоторые специалисты утверждают, что льготы одним фактически означает дискриминацию, ущемление прав других, и давать такие привилегия нужно только в самых крайних случаях.
Другие эксперты называют льготы скрытым косвенным субсидированием одной группы за счет другой группы. Они поясняют, что, когда кого-то освобождаешь от уплаты налога, другие, если даже не будут платить больше, не смогут надеяться на какие снижения ставок, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе, потому что кто-то должен заполнять бюджет.
Фискальные органы неоднократно называли льготы одной из главных причин недобора обязательных платежей. Из-за этой практики бюджет теряет порядка 30% налоговых поступлений.
Параллельно правительство ежегодно ставит перед налоговиками задачу по увеличению объёма сборов на 10%.
Бывший налоговик на условиях анонимности сказал, что льготы делают налоговую систему хуже, с точки зрения нейтральности, справедливости, эффективности и простоты.
«Система становится менее справедливой, так как благодаря льготам, одни платят меньше, чем другие, с такими же доходами», - подчеркнул он.
Более того, специалист не приветствует даже льготы по секторам и отраслям, считая, что они стимулируют предпринимателей заниматься не тем бизнесом, который хорошо знают, и которым бы хотели заниматься при нейтральном режиме налогообложения.
Специалист предлагает сократить льготы настолько, насколько это возможно, при этом улучшить для налогоплательщиков общие характеристики налоговой системы: снизить размеры ставок по налогам и прочее.
В конце прошлого года постановлением правительства был принят Порядок предоставления налоговых и таможенных льгот, который заработал с началом этого года. Документом определяются и регулируются требования для предоставления льгот, а также предполагается их анализ и оценка. На основании анализа Минфин будет вносить предложения правительству об аннулировании неэффективных, либо пролонгации эффективных льгот.
Остается только надеется, что власти к предоставлению льгот теперь будут относиться более ответственным и справедливым образом.
Дорогие кредиты
Бизнес временами сталкивается с нехваткой оборотных средств, решаются такие вопросы, по идее, преимущественно привлечением банковских кредитов.
Трезвомыслящие предприниматели не берут дорогие кредиты таджикских банков, понимая всю несостоятельность такого решения своих финансовых проблем. Те бизнесмены, которые решаются на такую авантюру, создают большие проблемы не только для себя, но и для банка, и, в конечном итоге, для всей финансовой системы республики в целом.
За последние годы обанкротились четыре банка, два из которых являлись системообразующими, занимая почти половину рынка финансового посредничества страны. Главную причину банкротства, как в самих этих банках, так и руководство отрасли и страны, назвали высокий уровень невозвращенных кредитов. Доля необслуживаемых кредитов достигла трети кредитного портфеля банковской системы страны.
Президент Эмомали Рахмон в мае 2018 года поручил определить реальную стоимость банковских кредитов и поэтапно снизить процентные ставки. Для выполнения этого поручения Национальный банк Таджикистана создал рабочую группу.
Через год руководство НБТ заявило, что средневзвешенная ставка по кредитам в национальной валюте снизилась до 24,96% годовых с 26% в 2018 году. Далее, в октябре 2019 года, руководством регулятора была озвучена цифра 22,10%, а ровно через год – 18,30% годовых.
Однако, в настоящее время на сайте НБТ данная ставка (за январь-август 2021 года) указывается на уровне 23,86% годовых.
Проблема, которой не должно было быть
Специалисты-международники утверждают, что одной из серьезных проблем деловой среды Таджикистана является отсталость в плане современных технологий.
Они отмечают, что таджикский бизнес по уровню цифровизации заметно отстает даже от своих соседей по Центральной Азии, не говоря о более продвинутых регионах.
Электронный документооборот в цивилизованном мире давно уже вытеснил бумагу во внутрикорпоративной жизни компаний.
Однако данную проблему связывает не столько с предпринимателями, сколько с правительством, которое должно создавать полноценную цифровую экономику.
И действительно, даже в большинстве стран СНГ сейчас можно онлайн зарегистрировать компанию, подать налоговую или таможенную декларацию, оформить бухгалтерскую отчетность или товаросопроводительные документы, а также получить лицензию, если она необходима. Онлайн с помощью электронных подписей можно заключить даже договор.
Главным виновником отставания Таджикистана в этом направлении считается Служба связи при правительстве страны.
Служба управляет национальным оператором телекоммуникационного сектора («Таджиктелеком»), который монополизировал право на поставку интернет-трафика в страну и его продажи частным операторам.
Экс-постпред Всемирного банка Ян-Петер Олтерс в ходе онлайн-конференции «Цифровая экономика в Таджикистане» предложил для развития новых технологий отделить регулятора телекоммуникационного сектора от его подведомственного оператора.
По его мнению, запрет на бизнес Службы связи на телекоммуникационном рынке будет способствовать привлечению инвестиций, появлению новых частных операторов, внедрению современной инфраструктуры, снижению стоимости интернета и, таким образом, улучшению доступа к интернету.
Ян-Петер Олтерс отметил динамичное развитие телекоммуникационного сектора в стране в 2000-2015 годы, подчеркнув, что среднегодовой рост сектора составлял 15%.
По его словам, за последние 5 лет в связи с монополизацией рынка государственной компании темпы роста снижались, а из-за роста стоимости ухудшалась доступность интернета и сокращалось количество абонентов.
«Действующая в стране ситуация с доступом к интернету препятствует экономическому развитию, в том числе, преобразованию промышленных секторов страны», - заключил он.
Доля частного сектора в ВВП республики выросла до 70%, около 80% налоговых поступлений в бюджет приходятся на частный сектор, 67% экономически активного населения обеспечиваются работой в этом секторе.
СПРАВКА «Азия-Плюс»:
Согласно данным Госрегистра предприятий и организаций РТ, по состоянию на 1 июля 2021 года всего по республике зарегистрировано 661,6 тыс. хозяйствующих субъектов:
- 48,7 тыс. юридические лица (компании)
- 612,8 тыс. - индивидуальные предприниматели.
Количество хозяйствующих субъектов на начало второго полугодия этого года по сравнению с этим же периодом 2020 года выросло на 6,2%.
В первой половине этого года ликвидировались более 13,8 тысяч хозяйствующих субъектов: 533 – юридические лица и 13,3 тысяч - индивидуальные предприниматели.
Доля действующих субъектов на 1 июля 2021 года в общем количестве зарегистрированных составляла всего 52,1% - 346,5 тысяч субъектов
Количество действующих хозяйствующих субъектов на 1 июля 2021 года составляет 346,5 тыс.
Около трети от общей численности предпринимателей работают на территории Хатлонской области, 23,2% - Согдийской области, 17,5% - в РРП, 13,5% - Душанбе, 1,8% - ГБАО.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.