7 сентября в Институте Центральной Азии и Кавказа при университете


Джона Хопкинса прошла презентация только что изданной на английском языке книги «Ферганская долина - сердце Центральной Азии». Над книгой в течении шести лет трудились тридцать учёных под руководством профессора Фредерика Старра. 27 авторов труда представляют страны Ферганской долины: Таджикистан, Узбекистан и Кыргызыстан. Остальные трое - из России, Швейцарии и США.

По словам профессора Фредерика Старра, который провёл презентацию новой книги, с предложением написать книгу о Ферганской долине к нему пришли Пулат Шоазимов из Академии наук Таджикистана и Имомджон Бобокулов из ташкентского Университета мировой экономики и дипломатии, которые в то время являлись стипендиатами Школы передовых международных исследований Джона Хопкинса (SAIS) в Вашингтоне. По их предложению в состав редколлегии был включен Бактибек Бешимов, представляющий Центральноазиатский американский университет в Бишкеке. Таджикистан в научном труде представляют такие видные историки, экономисты и философы, как Камолудин Абдуллаев, Пулат Шоазимов, Виктор Дубовицкий, Намоз Хотамов, Ходжимухаммад Умаров, Холназар Мухаббатов и Аловиддин Назаров.

Состоящая из 12 глав, книга на основе научных фактов рассказывает об истории, религии, культуре, языке, демографии, географии, этнографии, границах, водораспределении и иррагационной системе стратегически важной Ферганской долины в среднеазиатском регионе. 

С двенадцатью миллионами жителей Ферганская долина является наиболее плотно населённым регионом в мире. Если в общем по Центральной Азии на один квадратный километр приходится 14 человек, то плотность населения в этой Долине составляет от 300 до 500 человек на квадратный километр. В частности, и по этой причине долина может стать самым нестабильным регионом во всей ЦА. 

В «Введении» книги профессор Старр живописно рассказывает о том, что в Ферганской долине самая благодатная почва, которая позволяет выращивать знаменитый виноград «Хусайни», больше известный в народе как «дамские пальчики», что, не имеющий аналогов по вкусовым качествам сорт риса «девзира», произрастает только здесь, что река Сыр-Дарья богата сазанами, а Маргелан знаменит своими шёлком и тутовником, что долина занимает второе место в мире по объёму производства хлопка. Вместе с тем Фредерик Старр отмечает, что Долина за годы независимости превратилась в «производителя» и «экспортёра» радикального ислама в Средней Азии. Во времена Советской власти региозность населения Ферганской долины была очень высокой. Не случайно буквально через год после распада СССР в 1992 г. в Намангане произошло первое восстание на религиозной почве.

В подтверждение своих слов о традиционной важности Ферганской долины Фредерик Старр пишет: «Экономический вклад Долины в каждую из трех стран огромен. До распада СССР влиятельные фигуры из Ленинабада (ныне Худжанд) в Ферганской Долине правили Таджикистаном, а также нынешний президент Кыргызстана, который родом родом из Джалалабада,  ранее работал в Ферганском городе Ош. Религиозные движения в Ферганской долине имеют очевидное влияние на окружающие регионы и страны и не будет преувеличением сказать, что многие из наиболее важных религиозных, и, следовательно, социальных, течений во всех трех странах начались в Ферганской Долине.

Ферганская долина формирует собой самый обширный и сконцентрированный рынок во всей Центральной Азии. Хотя этот рынок до сих пор не развит в контексте пост-социалистической экономики, он является привлекательным для инвесторов из стран региона и других стран. Через него проходит один из самых древних путей с Востока на Запад, соединяющие Китай и Индию с Европой, путь, к которому вскоре должны быть добавлены железная дорога и газопровод. Долину уже облюбовали нефтеперерабатывающие заводы и международные автомобилестроители. Это сердце Средней Азии по хлопковой индустрии, по объёму занимающая второе место в мире.  Эти факторы сами по себе должны гарантировать внимание всего мира.

Тем не менее, Ферганскую долину в последнее время во всем мире стали замечать совершенно по иной причине, а именно, как основной источник нестабильности на  протяжении более двух десятилетий. Известно, что Ферганская долина всегда была подвержена наводнениям и стихийным бедствиям. «Мощное землетрясение и наводнение в семнадцатом веке вынудили жителей Намангана и других городов к переселению. Землетрясение 1920 г. уничтожило множество населенных пунктов, погибли тысячи людей. Но, начиная с последних советских времен главным источником нестабильности стали конфликты на социальной и культурной почве, а не геологии».

Ферганская Долина является сердцем Средней Азии и всё, что там происходит, неизбежно эхом отзывается во всех среднеазиатских странах. В 1989 г. восстали турки-месхетинцы, в 1990 г. произошли столкновения между узбеками и киргизами в Оше, в 1992 г. имели место выступления против политики государства в Намангане. Потом произошли кровавые события 2005 г. в Андижане, резня узбекского населения в Оше в 2010 году, боевые действия Махмуда Худайбердыева в 1999 г., боестолкновения с бандой Муслима в Баткене в 2000 г. 

По мнению Старра, две главы книги можно назвать особенно трудными и деликатными. Это четвёртая и одиннадцатая главы, которые освещают делимитацию границ в Советское время и водную проблему. Именно по этой причине, написание этих глав было поручено авторам «со стороны» - из России и Запада. Учитывая ряд спорных вопросов, три страны Ферганской долины должны решать, как им сосуществовать в большой Долине на основе всестороннего сотрудничества и взаимного уважения.

В чём причина в сложившейся сегодня критической ситуации в Ферганской Долине? Как можно решить вопросы, связанные с границами? Действительно ли Долина является колыбелью религиозного радикализма? Как отражается религия в повседневной жизни населения? Как обстоят дела в сфере образования и воспитания подрастающего поколения? Как главы государств управляют долиной? Действительно ли репрессии, политический застой и коррупция в странах Центральной Азии создают благоприятную почву для развития "радикальных исламских настроений и движений"? Мировое экспртное сообщество ждет ответов на эти и другие вопросы. И новая книга о Ферганской Долине поможет им в этом.


Фредерик Старр , профессор Университета Джонса Хопкинса, основатель и директор Института Центральной Азии и Кавказа ведущей международной исследовательской школы при Вашингтонском университете им. Джона Хопкинса, а также Программы Исследований Великого Шелкового Пути, автор многих книг. Выпускник Принстонского университета, он начал свою трудовую деятельность в качестве археолога в Турции. Был вице-президентом университета Тулэйн, колледжа Оберлин и Института Аспен. Он был советником по России и Евразии у трёх президентов США. Кроме английского, владеет русским, немецким и турецким языками. В 2002 году во время своего первого визита в США президент Таджикистана Э. Рахмона по приглашению профессора Старра выступал в Институте Центральной Азии и Кавказа перед учеными и студентами.