В годовщину начала раштских событий корреспондент «АП» встретился с героями «необъявленной войны» - Мирзохуджой АХМАДОВЫМ и Мухамадшохом ИСКАНДАРОВЫМ.

С МИРЗОХУДЖОЙ Ахмадовым мы беседовали в его полуразрушенном доме в поселке Нишириён. Ровно год назад - 22 сентября - его дом был обстрелян правительственными войсками. Сегодня государство помогает этот дом восстановить.

- Ну, честно говоря, только процентов на 10-20 помогут, остальное буду сам все восстанавливать, - говорит Мирзохуджа Ахмадов.

В его доме вовсю идет работа, уже восстановлены стены, сейчас ставят крышу.

- Когда закончилась операция по ликвидации бандформирований Али Бедаки и мулло Абдулло, мы сдали все оружие, - рассказывает он. - Из моих ребят никто не погиб и никто, слава Аллаху, не был ранен.

Спустя некоторое время самого Ахмадова и его ребят вызывали в прокуратуру на допросы.

- Мы подали наш список – всего 21 человек. Это люди, которые с самого начала были со мной, - говорит Ахмадов. - Их допрашивали, и оказалось, что двое из них были соучастниками банды мулло Абдулло. Это Сайриддин и Сулаймоншо. Но они были соучастниками не во время обстрела автоколонны Минобороны, а при других событиях. Их забрали в СИЗО, там же и пробудут до тех пор, пока полностью не закончится расследование.

Сейчас с Мирзохуджой Ахмадовым осталось 19 человек.

- Они все живут у меня, помогают по хозяйству, работают, дом восстанавливают.

- Был такой слух, что вы, якобы, когда согласились сотрудничать с правительственными войсками, «сдали» своих бывших «однополчан»:    показали, где они прячутся.

- Это неправда. Мы все время здесь были, и никуда я не ходил, чтобы что-то показывать. Они сами себя сдали. Вы же помните, в самом начале этих событий была отключена сотовая связь во всем регионе. А потом, когда ее включили, спецслужбы проверили телефоны Аловуддина Давлатова и всех других, проверили, куда они пытались звонить, и по номерам  узнали, где они. Так, например, вышли на мулло Абдулло.

- Вроде опытные боевики, что же они так прокололись?

- Да, опытные. Не знаю, почему так получилось.

- Вы знаете, как их убили?

- Я не знаю, как убили Аловуддина Давлатова, но знаю, как мулло Абдулло…

- Почему вы сбрили бороду?

- Заставили.

- Кто?

- Да, так.

- Отращивать больше не будете?

- Почему нет? Отращу.

- Помнится, когда-то Мирзо Зиеева тоже заставили сбрить бороду. Но это ему вроде как не помогло…

- А мне в Душанбе делать нечего. Я здесь живу и буду жить. Я слово дал, ни во что не вмешиваться, а я свое слово держу!

… Ровно год прошел с начала раштских событий – 19 сентября 2010 года в ущелье Камароб была расстреляна автоколонна с военнослужащими Минобороны. И с того дня, ровно десять месяцев в регионе шла военная операция по ликвидации виновников в их гибели - руководителей бандформирований:  мулло Абдулло и Аловуддина Давлатова.  

Расследование по факту нападения на автоколонну вела Главная военная прокуратура страны, на сегодня материалы следствия отправлены для дальнейшего рассмотрения в Верховный суд. По словам помощника главного военного прокурора Хомиджона Ибодова, на дело наложен гриф секретности, и никакой информации, а тем более подробностей, СМИ пока не сообщат.

Но о некоторых подробностях этих 10 месяцев «АП» рассказал Мухамадшох Искандаров, заместитель начальника УВД по Раштской группе районов.

Эксклюзивное интервью с ним читайте в следующем номере «АП», который выйдет уже в четверг, 22 сентября.