За последние два месяца граждане Таджикистана, как минимум, трижды упоминались в качестве исполнителей терактов в СМИ региона. Но только в одном случае были предоставлены доказательства в вооруженном нападении.

 

Нападение на Шохчарог

26 октября нынешнего года произошло вооруженное нападение на святыню Шохчарог в городе Шираз Ирана, в результате которого, по данным иранских СМИ, 15 человек погибли и 20 получили ранения. 7 ноября агентство Associated Press со ссылкой на официальное информационное агентство Ирана - ИРНА - написало, что "нападавший является гражданином Таджикистана".

Это СМИ указало на гражданина Таджикистана, некоего Комрони Субхона, сообщив, что "спустя несколько дней после нападения от ранений, полученных во время задержания, он скончался в больнице на юге Ирана".

Немного позже иранское агентство "Тасним" опубликовало его фотографию и таджикский паспорт. Тогда ответственность за нападение взяло на себя ИГИЛ.

В то же время, в местной школе, где учился Комрони Субхон, его запомнили как спокойного и уравновешенного молодого человека. Там рассказали, что он совершал намаз и активно участвовал в жизни махаллы.

Как стало известно Радио Озоди, Комрон уехал на заработки в Москву из Таджикистана три года назад, и неизвестно, как он оказался в Иране.

Таджикские власти заявили, что для того, чтобы пролить свет на дело об участии Комрони Субхона в нападении на Шохчарог, они направили письмо официальным властям Ирана, однако по происшествии более чем одного месяца ответ получен не был.

Фото с "Тасним"

 

Безосновательное заявление Хикматияра

Второго декабря в Кабуле (Афганистан) два человека напали на мечеть, имамом которой является Гульбиддин Хикматияр, лидер Исламской партии Афганистана.

По сообщениям СМИ Афганистана, в результате нападения двое были убиты и еще двое ранены. Сами нападавшие были ликвидированы.

Спустя неделю после инцидента, 9 декабря Гульбиддин Хикматияр заявил, что "нападавшие были таджикистанцами".

Гулбиддин Хикматёр
Фото с aamajnews

"Предварительное расследование показывает, что оба террориста были из Таджикистана. Они – не афганцы", - завил он.

В отличие от инцидента в иранском Шохчароге, Гулбиддин Хикматияр не представил никаких доказательств участия таджиков в этом нападении.

Единственное, о чем он упомянул, был "черный флаг ИГИЛ", который был взят "из рук соратника и защитника террориста-смертника".

 

Еще одно безосновательное заявление

12 декабря опять же в Кабуле, в гостинице, принадлежащей китайским бизнесменам, произошло несколько взрывов. Об этом взрыве много противоречивой информации.

Официальный представитель талибов Забихулла Муджахид заявил, что "все трое нападавших были убиты", а позже СМИ, близкие к ИГИЛ, опубликовали видео и заявили, что нападавших было двое и они являются выходцами из Таджикистана.

Здесь снова не приводятся факты подтверждающие эти слова. Хотя в соцсетях были опубликованы две фотографии и было сказано, что это виновники, но их имена не известны.

 

Заявления – заказные?

Мы задались вопросом - почему нападавшие в указанных двух случаях без каких-либо доказательств выдаются за таджикистанцев? Не является ли это давлением на Таджикистан за его позицию против правительства талибов?

Эксперт по афганской проблематике Рахматулло Абдуллоев считает, что "именно бескомпромиссная позиция Таджикистана в вопросе создания инклюзивного правительства в Афганистане привела к возникновению подобных заговоров представителей правительства талибов".

По его словам, этим талибы хотят предупредить Таджикистан или дать ему сигнал.

"Кто прожил в Афганистане хотя бы неделю или месяц, знает, что там, особенно в городах, где правят талибы, ни у одного таджика нет возможности так активно вооруженно действовать и совершить нападение на Гульбиддина Хикматияра и китайцев", - говорит Абдуллоев.

Он добавил, что это является очередным заговором представителей правительства "Талибана".

Рахматулло Абдуллоев считает, что следы ИГИЛ были запланированными в двух последних инцидентах, эта террористическая группировка с целью повышения авторитета и запугивания мирового сообщества, готова взять на себя ответственность за любой теракт.

"До вчерашнего дня ИГИЛ было "Талибаном". Тех, кто не согласен с действующей властью и политикой талибов, могут обвинить в любом преступлении", - заключил таджикский эксперт.

Рахматулло Абдуллоев
Фото Asia-Plus

При этом следует подчеркнуть, что до момента захвата власти в Афганистане талибами, новости о взрывах и террористических актах приписывались только членам и последователям этой группировки и осуществлялись самими талибами.

Когда же к власти пришли талибы, которые, по-прежнему, со стороны ООН и большинства стран мира признаются террористами, взрывы и вооруженные нападения все чаще связывают с ИГИЛ.

Другой таджикский эксперт Косими Бекмухаммад считает, что "Гулбиддин Хикматияр очень хочет приписать нападение на его мечеть Таджикистану и даже сказал, что не хочет спешить с подтверждением того, что это совершено ИГИЛ-ом".

По его словам, такое поведение Хикматияра "является формой лести талибам, средством демонстрации лояльности правящей группировке в Афганистане".

Косими Бекмухаммад
Фото Asia-Plus

Но он уверен, что пока подобные обвинения не будут выдвинуты талибами, заявления Хикматияра не будут иметь большого значения.

"Следует учитывать еще один момент. Хикматияр никогда не был политиком и самостоятельным политическим игроком. Его зависимость от спецслужб некоторых стран, в частности, Пакистана и Великобритании, неоднократно подчеркивалась экспертами по безопасности. По этой причине, недавние террористические инциденты в Кабуле и заявление лидера Исламской партии Афганистана можно считать заказными, которые могут даже противоречить интересам талибов", - добавил Косими Бекмухаммад.

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.