В другое время, мы вполне возможно, и не вспомнили бы о событиях прошлого века, которые случились в Душанбе, но сегодня они актуальны как никогда. Расскажем мы об истории создания и строительства всех инфекционных больниц нашего города. И это очень увлекательная история.
Восточная Бухара в начале 20-го века пользовалась славой «гиблого» места, богатого разного рода заболеваниями, и главным образом малярией, брюшным тифом, туберкулезом, дизентерией, трахомой, слоновой болезнью, проказой и другими инфекциями. Особой славой в этом отношении пользовались города: Куляб, Регар и «Долина смерти» (так до 1930 года называли Гиссарскую долину).
Знакомство российских поданных, в основном, - военных, стоявших на защите границ империи, с жизнью местного населения показало, что оно было полностью лишено элементарной медицинской помощи и особенно это касалось женской части населения.
На всем протяжении Восточной Бухары не было не то, что бы больницы, не было ни одного лечебного медицинского пункта.
Уже в 1905 году российские военные, расквартированные на её территории, ставили вопрос об оказании помощи местному населению. По мере возможности она оказывалась в амбулаториях русских поселений (Каратаг, Сарай-Комар, Регар) и на погранпостах военными медиками. Однако здесь существовало много трудностей, прежде всего, связанных с религиозными предрассудками и суевериями.
«Русский дом»
Длительная переписка - управления Туркестанского военного округа и переговоры с чиновниками администрации эмира Бухарского, не дали положительных результатов – разрешения на строительство больницы так и не было дано. Тогда российские военные решили собрать необходимые средства на свои добровольные пожертвования и построить больницу со стационаром, амбулаторией и аптекой.
В Центральном Государственном архиве Республики Таджикистан хранятся подписные листы, по которым собирались деньги на строительство больницы. В списке значатся прапорщики и поручики, штабс-капитаны и полковники. Добровольные пожертвования составляли от 25 рублей до 500 рублей ассигнациями. Лишь после этого чиновники из Бухары разрешили строительство.
Больницу было решено построить в Душанбе. Участок для строительства был выбран подполковником инженерных войск Николаем Андреевичем Гиршфельдом (он же стал архитектором строящихся зданий больницы), числящимся штаб-офицером при Туркестанском генерал-губернаторе и доктором медицины Войцеховским. Подряд на строительство больницы был взят крупным ташкентским предпринимателем А. Азизходжаевым.
Почему Душанбе? По причине того, что в базарные дни сюда стекалось много народа по торговым делам и люди могли их совместить с получением медицинской помощи. Одним из условий учредителей больничного комплекса был безвозмездное оказание помощи местному населению.
Здание больницы стало первым фундаментальным зданием в Душанбе, построенным из жженого кирпича. В больничном комплексе были сооружены водокачка и водопровод. Планировалось строительство тепловой электростанции.
В строительстве душанбинской больницы приняли участие военнослужащие русской императорской армии из гарнизонов, расквартированных в Восточной Бухаре. 3 июня 1915 года, как значится в сводке окружного управления Туркестанского военного округа, больница была открыта. Одним из первых в ней заработал инфекционный стационар с двумя отделениями брюшнотифозным и сыпнотифозным.
Только за период с 1915 по 1917 год было принято 6052 человека с различными инфекционными болезнями. С тех пор жители Душанбе и близлежащих кишлаков стали называть больничные постройки просто – «Русский дом», и еще многие годы с благодарностью вспоминали российских военных, которые построили первую больницу в истории города Душанбе.
С началом гражданской войны больница перестала работать, а с октября 1920 года по февраль 1921-го «Русский дом» стал временной резиденцией эмира Бухарского. После его бегства в больнице располагались различные правительственные учреждения Советской власти. Ну, а с 1926 года больничные постройки стали городской клинической больницей № 1. Впоследствии главный корпус больницы оброс со всех сторон одноэтажными домами для размещения вспомогательных служб больницы.
До конца 50-х годов эта больница считалась лучшей в республике. Украшением коллектива врачей этой больницы был знаменитый хирург, специалист по гнойной хирурги, автор уникального труда «Очерки гнойной хирургии» профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий.
В этом старом здании работали врачи, составившие гордость медицинской науки Таджикистана академики Леонид Парадоксов, Камиль Таджиев, Николай Кутчак, Зикрулло Ходжаев, Константин Арихбаев и др.
В 2006 году, несмотря на многочисленные просьбы общественности города сохранить историческое здание, больница была снесена…
Душанбинская «Заразка»
«Заразка» - так с 1931 по 2002 год называли горожане душанбинскую городскую инфекционную больницу и близлежащий жилой район, упростив многословное название до одного слова.
В 1927 году выходит специальное постановление Правительства Таджикской ССР со следующими решениями: об увеличение численности медицинского персонала за счет приглашения врачей-инфекционистов из РСФСР, расширения инфекционного отделения 1-ой городской больницы до 100 коек.
По санитарно-профилактической части – организация в Душанбе пастеровской станции, малярийной станции, дезинфекционного бюро, санитарно-гигиенической лаборатории, венерического диспансера, тропического института (на который возложена вся борьба с малярией и др. тропическими болезнями), Санбакинститут (для борьбы с инфекциями и эпидемиологическими заболеваниями) По строительству новых медицинских учреждений – строительство городской инфекционной больницы.
Средства на строительство больницы поступили только в начале 1930 года, а к возведению больничного комплекса, как сообщила правительственная газета «Советский Таджикистан» строители приступили 3 июня 1930 года… ровно через 15 лет после пуска больницы построенной в Душанбе в 1915 году.
Строилась инфекционная больница ударными темпами, и уже в ноябре 1931 года лечебное заведение на улице Айни, 48 с двумя лечебными корпусами было открыто.
А город рос и развивался, так на 1 января 1929 года в Душанбе проживало 7298 человек, в 1930 году – 15540, в 1931 году – 20360, в 1933 году – 35818 человек. На 7 января 1939 года в Сталинабаде (Душанбе) уже проживало 82 540 человек. Из числа городов с населением свыше 50 000 человек Сталинабад по темпам роста населения за этот период занял первое место по Советскому Союзу.
Вполне понятно, что подобные темпы роста населения Душанбе требовали от городских властей строительства новых лечебных учреждений и расширения действующих, на перспективу роста населения в будущем до 200 000 человек. Поэтому уже в 1938-1940 годах, инфекционная больница была расширена до 8 га, построены еще шесть корпусов для госпитализации больных.
В 1941 году здесь было восемь лечебно-диагностических отделений на 450 койко-мест (брюшнотифозное, скарлатинное, дифтерийное, гриппозное, коревое, гепатологическое, кишечных инфекций, приемное отделение), морг, лаборатория, подсобные и административные помещения и по праву считалась одной из крупнейших инфекционных больниц Средней Азии.
К 1979 году население Душанбе достигло численности в 600 000 человек. И конечно в старой больнице, в периоды роста инфекционных и эпидемиологических заболеваний уже не хватало мест, как впрочем, и в других лечебных заведениях Таджикской ССР Таджикистана даже в благополучные послевоенные советские годы. Ведь даже тогда у нас случались вспышки тяжелейших инфекционных заболеваний.
Это заставило руководство республики принять решение о строительстве новой городской инфекционной больницы. В июне 1983 года выходит постановление Совета Министров СССР по дальнейшему развитию городского хозяйства города Душанбе на 1984-1990 годы. И в начале 1985 года в районе «Гипроземгородка» у кишлака «Пахтакор» началось строительство новой инфекционной больницы и Тропического научно-исследовательского центра (Тропический центр), а также центра ВИЧ/СПИД.
Инфекционная клиническая больница стала бы одним из крупнейших инфекционных стационаров Душанбе. Больница была запланирована на 1500 мест, предназначенных для лечения пациентов с особо опасными инфекциями и ВИЧ. В структурной деятельности больницы был запланирован клинико - диагностический центр и 9 инфекционных отделений, специализирующихся на таких инфекционных заболеваниях, как: вирусные гепатиты, острые кишечные инфекции, ОРВИ, ботулизм, тифопаратифозные заболевания.
Кроме этого в новой больнице имелось хирургическое отделение, диагностическое, отделения реанимации и анестезиологии, отделение клинических инфекций, с множественными вспомогательными отделениями, такими как, биохимические, бактериологические и вирусологические лаборатории. Однако события, связанные с распадом СССР, остановили финансирование строительства городской инфекционной больницы и стройка в 1992 году «заморозилась».
Уже в годы независимости корпуса городской инфекционной больницы на Айни № 48 были снесены, а саму больницу перевели (подумать только) в детский садик микрорайона «Заравшон». Где она и функционирует, по сей день. Тогда это решение вызвало недоумение и возмущение не только медицинского сообщества, но и общественности города, которые посчитали, что прежде чем переносить больницу нужно достроить новую.
Ведь помещения детского садика и его территория были намного меньше старой больницы, и абсолютно не приспособлены для лечения особо опасных инфекций. К слову население города уже к тому времени – к 2010 году достигло цифры в 900 000 человек.
Многие жители с тех пор так и называют инфекционную больницу – «Детский садик» на Зарафшоне, для лучшего ориентирования и поиска лечебного учреждения.
Прошли годы, и события последних месяцев, связанных с коронавирусной инфекцией в нашей республике заставили вернуться к советскому проекту инфекционной больницы 80-х годов. Новая больница, по планам столичной мэрии, будет сдана в эксплуатацию в сентябре 2021 года, об этом «Азия-Плюс» сообщили в администрации мэра Душанбе.
Остается надеяться, что строительство будет вестись ускоренными темпами и не превратится в очередной столичный долгострой.
Легендарные роли. Самые известные актрисы таджикского театра и кино в СССР
Афиша от «Азия-Плюс»: Retro Auto & Retro Music Plus, худжандский Stand-Up и вечер Анны Егоян
В Узбекистане впервые выделили 100 тысяч гектаров под иностранные сорта хлопка
Петр Сегрт: «Возможно, однажды буду управлять клубом Суперлиги». Чем занимается бывший наставник сборной Таджикистана?
Из Таджикистана в Германию. Истории таджикистанцев, переехавших в новую страну и построивших карьеру
Чапаны, сумки и платья. В Душанбе проходит фестиваль атласа и адраса
ЧМ по футзалу: Таджикистан проиграл Португалии, но шансы на плей-офф еще есть
Груз 200 из Украины. Тела двух таджикистанцев вернули на Родину
В Узбекистане разработали программы по борьбе с пыльными бурями и улучшению качества воздуха
Таджикистан оказался ниже среднемирового уровня и позади Афганистана
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста