Пандемия COVID-19 повлекла за собой беспрецедентный по масштабу и размаху социально-экономический кризис. Повсюду в мире он вызвал резкое сокращение объема рабочего времени, эквивалентное 400 миллионам рабочих мест на условиях полной занятости.

Кризис выявил также структурные диспропорции в области социальной защиты и на рынке труда, связанные в частности с гендерной, расовой и возрастной принадлежностью, говорится в совместной статье Гендиректора Международной организации труда (МОТ) Гая Райдера, Исполнительного секретаря Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна Алисии Барсены и Гендиректора отделения ООН в Женеве Татьяны Валовой. 

Пандемия особенно пагубно сказывается на положении женщин и наиболее уязвимых групп населения, прежде всего малоимущих, многие из которых трудятся в неформальной экономике. Нередко они проживают в стесненных условиях, без доступа к водоснабжению и канализации. Кроме того, они чаще страдают от хронических заболеваний, что увеличивает риск заражения и ведет к повышенной смертности.

Нынешний кризис со всей очевидностью демонстрирует актуальность изменения модели развития в соответствии с 17 Целями в области устойчивого развития, сформулированными в Повестке-2030, и прежде всего теми, которые касаются ликвидации неравенства. Задача дня – восстановить утраченное в лучшем виде, чем прежде, при соблюдении принципов равенства и экологической устойчивости. Нам необходима полноценная глобальная перезагрузка.

Такая перезагрузка, при которой политические круги придут к согласию относительно социального договора между государственным, частным сектором и обществом в целом. Этот договор должен обеспечить всеобщую социальную защиту и способствовать жизнестойкости общества, его готовности противостоять социальным, экономическим и экологическим потрясениям.

Гендиректор МОТ Гай Райдер
Фото: МОТ

Решения, которые мы примем сейчас, будут определяющими для следующих десятилетий.

В июне мы провели виртуальный форум высокого уровня, призванный привлечь внимание к проблемам, с которыми во время пандемии столкнулись 1,6 млрд работников мировой неформальной экономики. В ходе встречи была особо подчеркнута необходимость принять меры в области социальной защиты и государственных программ занятости, чтобы помочь работникам неформальной экономики справиться с пагубными последствиями кризиса, а также поддержать малые и средние предприятия и не допустить разрушения производственного потенциала.

Мы привели примеры конкретных шагов, предпринятых в разных странах для смягчения сиюминутных проблем, возникавших в ходе кризиса, - в основном за счет денежных пособий. Говорилось на форуме и о мерах среднесрочного порядка - таких как программы общественных работ, которые способствуют сохранению производственных структур и обеспечивают работникам и местным сообществам возможности трудоустройства по окончании пандемии. 

Так, в Южной Африке Программа общественных работ была в срочном порядке расширена с тем, чтобы расширить возможности трудоустройства людей и тем самым обеспечить оперативный ответ на пандемию: было принято на работу 10 000 медицинских работников местного уровня, задачей которых стало отслеживать и контролировать распространение COVID-19. Иордания и Португалия оказывают поддержку беженцам, трудовым мигрантам и другим работникам неформальной экономики, в том числе открывая им доступ к финансовым услугам, помогая с разрешениями на работу, принимая меры для защиты их доходов и сохранения рабочих мест, предоставляя медицинские услуги.

Все эти шаги сочетаются с более долгосрочными мерами, направленными на переход от неформальной экономики к формальной. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна основными мерами социальной защиты стала выплата пособий в денежной и натуральной форме, призванных компенсировать сокращение доходов работников неформальной экономики и других уязвимых групп населения. В общей сложности таких пособий было выплачено примерно на $69 млрд, что составляет порядка 1,4% ВВП региона.                            

Окончательным критерием успеха тех политических мер, которые мы принимаем в ответ на кризис, станет то, насколько оперативно и эффективно мы сможем обеспечить защиту работников как неформальной, так и формальной экономики, а также МСП и в особенности женщин, молодежи и мигрантов. Целью этих мер в краткосрочном плане должна стать компенсация потерь в сфере занятости и доходов. В то же время необходимо делать все для восстановления экономики с упором на обеспечение занятости и надежного энергоснабжения. Это важнейшие задачи, не терпящие отлагательства.        

В некоторых регионах планеты кризис, угрожающий здоровью людей, еще не преодолен. Но мы уже сейчас должны думать о будущем, о том, как восстановить утраченное по принципу «сделать лучше, чем было». А это означает, что в центре внимания в процессе восстановления должны находиться обеспечение равенства и экологической устойчивости.

Пандемия продемонстрировала слабости глобализации и тех ненадежных и неравноправных моделей экономического развития, на которых она основана. Кризис выявил также структурные недостатки экономики тех регионов, которые сейчас находятся в эпицентре пандемии, - таких как Латинская Америка и Карибский бассейн. Работать по-старому в этих условиях невозможно.   

Создание рабочих мест имеет ключевое значение для эффективного противодействия пандемии, и здесь возможности восстановить утраченное в лучшем виде существуют. В качестве примеров можно привести такие сферы, как возобновляемая энергетика и экологичное производство, новые виды транспорта, инвестиции в основные объекты инфраструктуры на местах, а также в жилищное строительство и медицинское обслуживание.

Объем необходимых государственных капиталовложений на предстоящие двадцать лет оценивается в $20 трлн. Гарантированные доходы населения и возможности трудоустройства, созданные за счет капиталовложений в восстановление после пандемии в экономическом, социальном, экологическом плане, станут основой подхода, основанного на интересах человека и обеспечивающего социальную справедливость.       

Достойные рабочие места, надежная система здравоохранения, всеобщая социальная защита – основные составляющие инфраструктуры человеческой жизни – должны быть в центре внимания.

Повестка-2030 - наш общий курс и самый эффективный путь к восстановлению утраченного по принципу «сделать лучше, чем было».