В прошлом году исполнительный орган государственной власти города Душанбе заявил о решении реализовать проект «Система управления твёрдыми бытовыми отходами». Заняться им должно было ГУП «Умный город» (Smart city). 

«Азия-Плюс» попыталась узнать, почему проект до сих пор не реализован и что на самом деле нужно Таджикистану, чтобы наши мусорные полигоны не поглотили города.

В Таджикистане около 70 крупных мусорных полигонов общей площадью 300 гектаров. Не переработанные отходы считаются временно замороженными активами или капиталом первичного сектора. В ситуации с Таджикистаном можно уверенно сказать, что этого замороженного капитала за 30 лет независимости собралось целые горы. «Более 40% содержимого полигонов представляют собой ценное вторсырьё, которое при должной переработке позволит сократить расходы в различных отраслях промышленности», - говорил заместитель мэра Душанбе Махмадсаид Зувайдзода на одной из пресс-конференций.

Но финансовой оценки активов нет, то есть, никто не знает стоимость этого мусора.

 

Ситуация в Душанбе

По дороге из Душанбе, на 9-м километре можно наткнуться на эшелоны мусоровозов. В предгорьях заповедника Ромит есть единственный столичный полигон твёрдых бытовых отходов, где хранится около 30 миллионов кубометров отходов. Ежедневно туда привозят 600-700 тонн мусора. 

Больше 150 человек из разных районов республики и даже приезжие из Афганистана работают на той свалке. Они занимаются поиском пластика и металла для дальнейшей их сдачи в пункты переработки в кустарных условиях. 

Asia-Plus

 

Ситуация в Худжанде

В Худжанде все собранные отходы вывозятся на мусорный полигон, где в ближайшее время должен заработать мусороперерабатывающий завод. Проект финансируется средствами Европейского банка реконструкции и развития и реализуется силами ГУП «Санитарно-транспортная служба Худжанда».

Эта же служба отвечает за сбор, транспортировку и захоронение твердых бытовых отходов.

А еще год назад в городе появились контейнеры для раздельного сбора отходов. Они предназначены для бумажных, пластиковых, стеклянных, пищевых и других отходов, что позволит облегчить сортировку мусора. 

 

Ситуация в Кулябе

В Кулябе ситуация с мусором, пожалуй, самая печальная. «Азия-Плюс» неоднократно писала о том, что мусор в городе – прямо на улицах - накапливается месяцами. В последний раз мы говорили об этом ровно год назад. 

По словам жителей, мусор вывозят редко; лишь для показа на телевидении проводятся субботники, на которые местные жители и чиновники выходят, чтобы собрать мусор, но спустя какое-то время он снова накапливается.

На данный момент в арыках, каналах, на тротуарах и пустующих площадках полно неубранного мусора. Некоторые забиты до отказа.

«Мы иногда видим мусоровозы, но это всего лишь капля в море существующего мусора. Местные органы нам часто говорят, что ситуация связана с селевыми потоками и интенсивными дождями. Якобы с таким объёмом мусора техника не справляется, но на некоторых улицах мусор накопился еще с прошлого года, а есть места, где он лежит 3-4 года. Не думаю, что проблема в погодных условиях, просто никто не вывозит отходы на полигон, а мусоровозы пылятся на стоянках», – говорит житель Куляба Далер Самадов.  
Asia-Plus

 

Чем важны МПЗ для национальной экономики?

Активизация деятельности переработки отходов очень важна, потому что национальная экономика любой страны базируется на трёх взаимосвязанных секторах:

первичный сектор - объединяет хозяйствующие субъекты, которые занимаются добычей, сбором и повторной переработкой отходного сырья в полуфабрикаты;

вторичный сектор – это отрасли, преобразующие первичное сырье в продукцию конечного потребления, в неё входят промышленность и строительство;

к третичному сектору относится сфера услуг (реклама и промоушен), в которую также входит здравоохранение, транспорт, связь, туризм и др.

В целом, одним из самых прибыльных считается именно первичный сектор, а самым многоотраслевым и оптимизирующим направлением этого сектора - повторная переработка отходов, которой занимаются мусороперерабатывающие заводы (МПЗ).

"В советское время в Таджикистане работало около 16 пунктов и центров по приёму отходов. Это были места по приёму стекла, макулатуры, металла и прочего. Культура граждан была настолько высока, что даже детей обучали с раннего возраста в пионерлагерях собирать отходы и сдавать их в нужное место, за что они еще получали деньги.  При этом тогда не было таких объёмов пластика, как сейчас", - объясняет эксперт по переработке отходов Акрамджон Ёкубов, который живет и работает в США.

Сейчас же в республике, по его данным, работают около 8 официальных пунктов по приёму отходов, которые, в основном, принимают металл для арматурных заводов и пластик. 

Чтобы в стране эффективно и массово работали МПЗ нужны профессиональные кадры, которые разбираются в работе первичного сектора, понимают инновационные технологии и умеют с ними работать, нужны большие инвестиции и высокая культура экологической ответственности граждан. 

Спектр перерабатываемых отходов стал более широким, а значит нужны инновационные МПЗ, которых в стране еще нет», - говорит эксперт.

Asia-Plus

При этом, он отмечает, что в республике есть малые компании, большая часть которых работает подпольно.

«О доходах и деятельности этих юридических или физических лиц очень мало сведений», - пояснил Акрамджон Ёкубов.

 

Почему в эту отрасль не идут инвестиции?

Так как профессиональных кадров в отрасли переработки у нас нет, то и нет специалистов, которые, элементарно, могли бы грамотно составить инвестиционные, грантовые бизнес-проекты и планы для банков, международных организаций и инвесторов.

«В понимании наших специалистов, отрасли МПЗ - это лишь три элемента: 1) логистика (грузовые машины); 2) условия хранения (полигоны); 3) традиционный метод добычи, - говорит эксперт по вторичной переработке Икром Абдуллоев. - На самом же деле, кроме этих элементов, есть еще и система умного распределения, которая помогает отходам, не доходя до полигонов, попасть на переработку (на специальном конвейере), поэтому на наших полигонах собираются горы мусора». 

Он отмечает, что в проектах МПЗ, которые предлагают в Таджикистане для реализации, нет ни одного слова, ни одного пункта об «умном распределении», переработке (прожиге) и прочем. Таким образом, проекты или планы по МПЗ не соответствуют настоящим мировым стандартам.

А что включает умное распределение? Умные контейнеры с индикаторами «бумага», «стекло», «органика», «пластик» и системой сигнализации. Эта система предназначена для общественного пользования. В случае, если вы поставите стекло в контейнер, предназначенный для пластика, сработает сигнализация и ваш мусор выйдет обратно. 

Второе. Это система оповещения. В случае, если контейнеры переполняются, то в центр управления (ЦУ) поступает оповещение через Интернет, чтобы сотрудники сменили контейнер на пустой и очищенный.

И, наконец, система передачи отходов. Контейнеры с мусором забирает не коммунальная компания, как в Таджикистане, а заводы по переработке. 

Например, если заводу по переработке лампочек нужны сгоревшие лампочки, их сотрудники забирают контейнеры с надписью «стекло». Система заранее даёт уведомление, что в контейнере находятся лампочки и сколько их там.

Asia-Plus

Таким образом, на мусорные полигоны отходы практически вообще не попадают. Что касается выброса пищи или испорченных продуктов, то их отправляют в специальное хранилище, где их прессуют и помещают в специальный вакуум, чтобы они выделяли карбон для работы тепловых электростанций (ТЭС).

По словам Икрома Абдуллоева, ничего из перечисленного нет в проектах Таджикистана. Эксперт убеждён, что инвесторы, в том числе по этим причинам, не хотят вкладываться в этот сектор Таджикистана.

 

Так что с проектом «Умный город»?

А пока ничего. То есть, совсем...

В феврале 2020 года заместитель председателя города Душанбе Махмадсаид Зубайдзода заявлял, что МПЗ будет построен в столице «до конца текущего года». Говорилось, что ведутся переговоры по этому вопросу с ЕБРР и Азиатским банком развития.

Он отмечал, что в мэрию поступали предложения от китайских, арабских, а также итальянской компаний. И было выбрано, якобы, пять хороших предложений.

А годом ранее к правительству для получения разрешения на строительство мусороперерабатывающего завода обращалась китайская фирма PINGGAO GROUP CO.LTD.

Куда делись эти «инвесторы» - не понятно.

И вот в прошлом году было объявлено о проекте «Система управления твёрдыми бытовыми отходами» от «Умного города» (Smart city)

«Умный город» - это взаимосвязанная система коммуникативных и информационных технологий с Интернетом, которая призвана упростить управление внутренними процессами города. 

Проект по плану включает в себя создание площадки (заводов) по переработке отходов и систему сборов. 

Но пока в Таджикистане нет ни одного МПЗ, а сам проект еще даже не начался. 

 

Международный опыт

Суть работы каждого МПЗ заключается в том, чтобы на полигоны не поступал ни один грамм отходов. К примеру, в Японии есть не только целый комплекс трёхсекторной модели национальной экономики, а еще и целая философия по использованию отходов. В этой стране ценят даже отходы домашних животных.

В Германии предусмотрены штрафы в случае неправильного распределения - от 500 евро до 4 тысяч евро. За сдачу мусора гражданам также могут быть выделены денежные средства, например, 0,25 евро за пластиковые бутылки.

А в Таджикистане мусор порой не доносят даже до баков, не говоря уже о перераспределении и переработке…

«В Душанбе с каждым годом растёт количество выбрасываемого мусора. Так, если в 1980-е годы каждый житель столицы производил в год около 115 килограммов мусора, то сегодня ежегодно один горожанин выносит из своего дома более 1,5 тонны бытовых отходов», - говорит главный специалист столичного Управления охраны окружающей среды Саидахмад Акрампур.

Читайте нас в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.