Несмотря на то, что подавляющее большинство населения Таджикистана - мусульмане, женщины, которые решили надеть хиджаб подвергаются в нашей стране дискриминации. Они неоднократно говорили, что на них распространяется негласный запрет заходить в некоторые госучреждения, а в обществе много негативных стереотипов, связанных с хиджабом.
История непринятия женщин в хиджабах в Таджикистане длится давно, местные и зарубежные медиа следят за ней почти двадцать лет. Примерно в нулевые годы в Таджикистане стали популярны хиджабы и в 2007 году произошла первая попытка запретить его в образовательных учреждениях.
Тогда же появился лейтмотив того, что ношение этого атрибута противоречит таджикским национальным традициям. Официальные лица утверждают, что женщинам в Таджикистане не возбраняется носить платок, однако, это должен быть национальный платок, повязанный соответствующим образом.
Но для многих верующих жительниц Таджикистана важно именно ношение хиджаба и несмотря на его неприятие со стороны местных властей, они принимают решение носить этот головной убор.
В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) подписанную Таджикистаном 30 лет тому назад, говорится, что гендерное неравенство и дискриминация являются первопричинами насилия в отношении женщин.
- Я надела хиджаб больше года назад, это было взвешенное решение, к которому я готовилась несколько лет и к которому я пришла самостоятельно, - рассказывает Мадина (имя изменено по просьбе героини, - ред.). – Мой самый большой страх заключался в том, что с меня могут сорвать хиджаб прямо на улице, о таких случаях я читала в соцсетях. К счастью, этого со мной не случилось, и я сейчас не слышу о таких происшествиях в Таджикистане.
Мадина объясняет, что решение надеть хиджаб было её собственным, её близкие, в том числе, супруг и свекровь, напротив всячески отговаривали ее от этого шага, опасаясь за безопасность.
Тем не менее, в некоторых случаях таджикских женщин заставляют надевать хиджаб именно их супруги, и тогда женщины оказываются между молотом и наковальней: с одной стороны на них давят собственные семьи, с другой – общество.
- Конечно, я не скажу, что часто хожу в разные госструктуры, но иногда приходится, например, в детский сад своего ребенка я зайти не могу, приходится доводить его только до калитки сада и здесь нас встречает нянечка.
Заходить в хиджабе на территорию государственного детсада мне нельзя, персонал объясняет это каким-то существующим документальным запретом, говорят, что повсюду установлены камеры наблюдения.
Когда в саду проходят родительские собрания, вместо меня на них ходит муж или кто-то из родственниц. Естественно, никакого документа, который запрещает мне входить в детсад, они мне не показывали, я уверена, что его не существует, просто не хочется мотать себе нервы и спорить с ними, - рассказывает Мадина.
Что касается других госучреждений, например больниц или поликлиник, то, по словам Мадины, сюда она заходит без каких-либо ограничений. При этом еще несколько лет назад журналисты сообщали о том, что женщин в хиджабах не пускали даже в медицинские центры.
«Люди думают, что покрытые женщины необразованны»
Ограничения, распространяемые на женщин в хиджабах со стороны местных чиновников, стали одной из причин для неоднократной критики в адрес Таджикистана со стороны международных организаций и западных государств.
Например, в 2021 году США внесли Таджикистан в список 10 стран, в которых чаще всего нарушаются религиозные права.
Что касается дискриминации покрытых женщин со стороны обычных людей, то Мадина говорит, что не сталкивалась с проблемами в общении с соотечественниками.
- Единственное, что меня беспокоит – это большое количество стереотипов, связанных с женщинами в хиджабе, - говорит она. - Во-первых, все уверены, что надеть хиджаб меня заставил муж, во-вторых, люди думают, что покрытые женщины необразованны и ничего не знают.
Когда люди говорят со мной, они пытаются упростить какие-то объяснения, говорят со мной, как с ребенком, хотя у меня есть высшее вузовское зарубежное образование. И если я начинаю им отвечать, то удивляются, что я могу складно что-то говорить. Этот стереотип меня удивляет.
Между тем, стереотипы и стигма касательно женщин в хиджабе, появились в обществе Таджикистана во многом благодаря негативному образу, созданному внутри страны. Многие годы местные государственные и независимые медиа говорили о сексработницах в хиджабах, рассказывали об историях покрытых женщин, которые подвергались обману со стороны псевдомулл, занимающихся магией.
Негативные высказывания против женщин в хиджабах характерны и для местных представителей властей самых разных рангов.
Другие истории о дискриминации в отношении женщин в Таджикистане, читайте в нашем проекте.
Этой зимой читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
В России с 1 декабря стартует эксперимент по сдаче биометрии иностранцами при въезде в страну
Президент COP29 призвал радикально увеличить климатическое финансирование
Как исследовательница культуры из Таджикистана рассказывает миру о женской боли на войне
IOM объявляет тендер на реконструкцию здания Центра языка и профобучения Миграционной службы РТ
Центральная Азия рискует потерять до 6% своего ВВП из-за стихийных бедствий
Таджикско-кыргызский товарооборот начал восстанавливаться после трехлетнего падения
В СИЗО и за закрытыми дверями. В Душанбе начался судебный процесс над известными политиками
«Если бы я брал взятки, колонны моего дома были бы из золота!» Политолог Сайфулло Сафаров отмечает 70-летие
Блинкен: Байден усилит поддержку Киева в последние месяцы президентского срока
Далер Джума предложил создать в Душанбе Региональный координационный центр исследований ледников
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста