Арестованный в Беларуси бывший главный редактор Telegram-канала Nexta Роман Протасевич заявил, что признал вину по обвинению в организации массовых акций. Об этом он сообщил в передаче «Марков. Ничего личного» беларуского государственного телеканала ОНТ, передает РБК.

«Как только мне предоставили документы, предъявили обвинение, я сразу признал свою вину по 342-й статье («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них») Уголовного кодекса - организация массовых несанкционированных акций, - сказал Протасевич. - Я осознавал, что призывы, которые я опубликовал в том числе, они стали следствием того, что на улице начались неконтролируемые беспорядки».

Помимо признания вины, он рассказал о конфликте с командой Nexta, раскритиковал оппозицию и ее лидера Светлану Тихановскую, заявил, что уважает президента Александра Лукашенко и добавил, что «никогда больше не хочет лезть в политику».

На видеозаписи Протасевич рассказал, что:

- на интервью согласился добровольно и чувствует себя хорошо;

- хочет сделать все, чтобы исправить свои ошибки;

- многие данные для Nexta выдавали «крысы» из коллективов в Беларуси;

- координацией протестов в специальном чате занимались основатель Nexta Степан Путило, члены редакции Nexta Ян Рудик и Тадеуш Гичан, журналист Франак Вячорка, блогеры Антон Мотолько и Эдуард Пальчис, политолог Артем Шрайбман, а также медиаменеджер Дмитрий Навоша;

- выступал связным между заговорщиками и штабом Тихановской;

- заговорщики из числа военных изначально требовали 5-7 млн евро за госпереворот. Позже эта сумма снизилась до 2 млн;

- сначала канал Nexta жил за счет рекламы, а затем проект стал получать финансирование из России. Крупные переводы поступали от некой российской компании, она платила по 3-5 тыс. евро;

- название российской компании, финансировавшую Nexta, Протасевич не вспомнил, но сказал, что она связана с Уралом и горной добычей, принадлежит крупному олигарху и конкуренту предпринимателя Михаила Гуцериева;

- «Я никогда больше не хочу лезть в политику». 

Между тем, отец Романа - Дмитрий Протасевич уверен, что его сына заставили признать вину.

Наталия и Дмитрий Протасевич
Фото Global Look Press

«Зная нашего сына, все, что говорит Роман, он говорит не сам. Вы посмотрите на его первую реакцию в начале ролика, и даже в процессе ролика очень видно, что у него идет внутренняя борьба между тем, что он должен сказать, и тем, что он не хочет говорить», - заявил Дмитрий Протасевич.

По мнению Протасевича, его сына запугивали, пытали, оказывали психологическое насилие, могли шантажировать угрозой жизни или тем, что в соседней камере может сидеть его девушка, гражданка России Софья Сапега. 

«Нашему сыну, мы уверены, нужна постоянное медицинское наблюдение, мы не знаем, какие методы воздействия на него оказываются», - заявил Дмитрий Протасевич, добавив, что к его сыну не пускают врачей.

Роман Протасевич со своей подругой Софией Сапегой 23 мая летели самолетом авиакомпании Ryanair из Афин в Вильнюс. Однако самолет совершил посадку в аэропорту Минска. Белорусские власти заявили, что лайнер сел из-за сообщений о бомбе на его борту. В авиакомпании сообщили РБК, что экипаж получил информацию о минировании от белорусских диспетчеров, которые дали указание посадить самолет в Минске. Для сопровождения пассажирского самолета в небо поднялся истребитель ВВС Белоруссии МиГ-29.

Самолет находился в минском аэропорту более пяти часов, но за это время опасных предметов на борту не нашли. Белорусские силовики задержали Протасевича и Сапегу, оба были позже арестованы. Против оппозиционера в Белоруссии были возбуждены три уголовных дела, связанных с массовыми беспорядками.

После этого, Беларуси объявили "воздушный бойкот". 

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на ViberTelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.