Несмотря на легкую победу в захвате власти, талибы продолжают оставаться в статусе – кво, а страна под их руководством практически разваливается.
«Азия-Плюс» подводит итоги года под правлением талибов.
Мир, дружба, но не признание
Приход талибов к власти в Афганистане можно считать беспрецедентным случаем. В самые кратчайшие сроки огромная территория, имеющая стратегическую значимость, без каких-либо боев перешла в руки террористического движения «Талибан». Формой госправления движение выбрало Исламский эмират, внедряя законы шариата.
В стране запретили музыку, сильно ограничили права женщин, в частности, девушкам и девочкам запретили учиться, работать в госучреждениях, СМИ, банках и многих компаниях. В стране даже запретили кино, а мужчинам - бриться.
Единственная провинция, которая оказывала сопротивление талибам была провинция Панджшер. Создав Фронт национального сопротивления Афганистана (ФНСА), который возглавил сын бывшего лидера Северного альянса Ахмад Шаха Масуда – Ахмад Масуд, панджшеровцам удалось более двух недель противостоять талибам, но, в итоге, при поддержке пакистанской авиации, талибы захватили и Панджшер. Боевики ФСНА были вынуждены бежать в горы и вести партизанскую войну, которая длится по сей день.
Несмотря на непростую ситуацию, когда страна полностью перешла в руки террористической организации, странам мира, в особенности региона, пришлось принять эту реальность. Практически все ближайшие и относительно близкие соседи Афганистана стали приветствовать талибов и выразили намерение о сотрудничестве с новыми властями, в частности, это сделали Россия, Китай, Иран, Пакистан (считается даже патроном талибов), Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Туркменистан. Исключением стал Таджикистан, который несмотря на то, что практически не прервал торговые отношения с этой страной, на политическом уровне не имеет каких-либо связей с новыми афганскими властями и принципиально отмечает, что будет сотрудничать только с инклюзивным правительством, в которое войдут представители других политических и этнических групп, в частности, таджики.
Талибское правительство сегодня, в основном, состоит из представителей пуштунской группы, не совсем значимые позиции занимают и представители других этносов, но они изначально являлись членами движения “Талибан”. Считая, что этим талибы выполнили свои обязательства по созданию инклюзивного правительства, они ожидают признания на международном уровне, но пока никто с этим не спешит, даже “дружественные” им страны.
Никто не удалил талибов и из списков террористов.
По факту – “Талибан” продолжается оставаться в статусе-кво на международной политической арене и не имеет на нее выхода.
Афганистан – территория свободная от террористов?
У талибы нет результатов и в вопросе борьбы с терроризмом. С приходом к власти они обещали очистить страну от террористических групп, говорили, что не позволят кому-либо из них использовать Афганистан для нападения на соседние страны. Многие эксперты изначально ставили выполнение этих обязательств под сомнение.
Периодически в Афганистана происходят перестрелки и теракты, которые талибы приписывают террористическим организациям, в частности, ИГИЛ, и сообщают об успешном ликвидации их сторонников в этих событиях. Однако, существует и мнение, что на самом деле эти стычки происходят между внутри-талибскими группировками, которые имеют между собой серьезные разногласия.
Также, с территории Афганистана были совершены обстрелы территорий Таджикистана и Узбекистана, причем дружественный Узбекистан обстреливался не раз, а в адрес Таджикистана угрозы поступают даже от самих талибов. Это при том, что талибы всегда позиционировали себя исключительно внутри-афганским движением, которое не имеет намерений расширять географию своего влияния. Свои угрозы талибы мотивируют тем, что Таджикистан, якобы, вмешивается во внутренние дела Афганистана, оказывая поддержку ФНСА.
Также периодически появлялась информация о том, что экстремистская группировка «Джамаат Ансаруллах», которая в основном состоит из граждан Таджикистана и имеет цель захватить республику, мобилизуется вблизи таджикской границы.
Однако, основным доказательством того, что талибы не то, что не стремятся вычищать Афганистан от террористических групп, но и поддерживают их, стал факт присутствия лидера «Аль Каиды» Аймана аз-Завахири в Афганистане, который проживал в центре Кабула недалеко от правительственного дворца Агр и был ликвидирован американским беспилотником 31 июля.
По некоторым данным, дом в котором проживал Завахири принадлежал министру внутренних дел талибского правительства Сираджуддину Хаккани. Даже если исключить такую вероятность, нахождение такой фигуры в самом центре Кабула говорит либо о том, что талибы не контролируют страну, либо о том, что они поддерживают связь с террористическими группами. В любом из случаев, этот факт создаст дополнительные сложности этому движению во внешних взаимоотношениях и политике их признания.
Наркотрафик
С приходом талибы также обещали вести беспощадную войну с наркотиками. В апреле этого года лидер Исламского Эмирата Хайбатулла Ахундзаде вынес приказ, согласно которому категорически запрещается употребление, перевозка, купля-продажа, торговля, ввоз и вывоз, а также производство любых наркотических веществ.
Однако, по факту, только Таджикистану за шесть месяцев этого года удалось пресечь контрабанду около 3 тонн наркотиков с территории Афганистана.
Это при том, что за целый 2020 год объем трафика отсюда составил чуть более 1 тонны. Об этом на последней пресс-конференции сообщил глава Агентства по контролю за наркотиками Таджикистана Хабибулло Вохидзода. По его словам, за шесть месяцев этого года на границе были задержаны 14 наркоконтрабандистов, все они являются гражданами Афганистана.
«По сравнению с прошлым годом это больше на 9 задержанных контрабандистов. После прихода к власти, представители «Талибан» заявили, что намерены запретить выращивание и производство наркотиков, препятствовать их продаже и распространению, а также ужесточить наказание в отношении людей, которые занимаются оборотом наркотиков. Но на самом деле такого не видно», - выразил беспокойство Вохидзода.
Между тем, эксперты отмечают, что сокращение наркотиков в этой стране почти невозможно, это может иметь разрушительные последствия для экономики страны. «Объемы индустрии опиума в Афганистане в 2021 году составляли от 9 до 13% ВВП страны, что превосходит стоимость всего зарегистрированного афганского экспорта товаров и услуг. Опиум помогал поддерживать даже курс национальной валюты, которой наркоторговцы расплачивались с крестьянами за сырье», - пишет издание Медиазона.
Гуманитарный кризис
Экономический кризис в Афганистане, в первую очередь, произошел из-за отключения банковского сектора страны от мировой сети, что было сделано после прихода талибов к власти.
В дальнейшем в стране, несмотря на гуманитарную и финансовую помощь мирового сообщества, возник серьезный продовольственный кризис. По данным международной правозащитной организации Хьюман Райтс Вотч за первые три месяца этого года в Афганистане от голода погибло 13 700 афганских детей.
По данным Специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана (SIGAR) в целом умереть от голода могут почти 19 млн. афганцев.
Талибы винят США в том, что, заморозив валютные резервы страны, они становятся виновниками ухудшения экономической ситуации в Афганистане. США, в свою очередь, выдвигает ряд требований за исполнение которых будут разморожены часть резервов – какую-то часть США выдадут семьям погибших в ходе терактов в 2001 году в качестве компенсации за то, что талибы имели связь с «Аль Каидой» и позволили использовать страну в целях нападения на США.
Использовать внутренние ресурсы для развития экономики также проблематично в связи с кризисом в банковском секторе, хотя некоторые страны региона уже выражают готовность инвестировать и вести сотрудничество с Афганистаном, в частности, об инвестировании говорит Китай, а Узбекистан о возобновлении проекта железной дороги с этой страной и Китаем.
По одной из версий, возможно, талибы оказали поддержку США в ликвидации Завахири в обмен на послабления в банковском секторе и разморозке афганских активов. Если это так, то, возможно, в ближайшем будущем в экономике страны начнутся какие-то изменения, в обратном случае кризис будет только усугубляться.
Кстати, кадровый потенциал при этом также нужно учитывать, потому что с приходом талибов утечка кадров имела массовый характер, хватит ли потенциала самих талибов на восстановление страны, неизвестно.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Легендарные роли. Самые известные актрисы таджикского театра и кино в СССР
Афиша от «Азия-Плюс»: Retro Auto & Retro Music Plus, худжандский Stand-Up и вечер Анны Егоян
В Узбекистане впервые выделили 100 тысяч гектаров под иностранные сорта хлопка
Петр Сегрт: «Возможно, однажды буду управлять клубом Суперлиги». Чем занимается бывший наставник сборной Таджикистана?
Из Таджикистана в Германию. Истории таджикистанцев, переехавших в новую страну и построивших карьеру
Чапаны, сумки и платья. В Душанбе проходит фестиваль атласа и адраса
ЧМ по футзалу: Таджикистан проиграл Португалии, но шансы на плей-офф еще есть
Груз 200 из Украины. Тела двух таджикистанцев вернули на Родину
В Узбекистане разработали программы по борьбе с пыльными бурями и улучшению качества воздуха
Таджикистан оказался ниже среднемирового уровня и позади Афганистана
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста