На севере Афганистана строится гигантский канал Хуш-Тепа: Узбекистану и Туркменистану грозит засуха, а небольшой части территории Таджикистана, возможно, затопление. Известный таджикский инженер Камолидин Сирожидинов надеется на мирное урегулирование ситуации вокруг канала, на то, что афганская сторона примет во внимание трансграничный характер Амударьи. 

 

Исток канала Хуш-Тепа 

На левом афганском берегу верхней части реки Амударьи, до впадения в нее реки Кафирниган (Таджикистан), находится сельский населенный пункт Хуш-Тепа (по географическим картам советских времен – Хуштапа).

Административно он относится к провинции Кундуз и граничит с другой провинцией Афганистана - Балх. Именем этого селения, откуда начинается канал, назван проект крупного ирригационного канала: «Хуштепинский ирригационный проект и выработка электроэнергии». 

Посредством этого канала предусмотрено подавать воду трансграничной реки Амударьи на земли двух провинций Афганистана – Балха и Джаузджана. 

Опубликованные данные свидетельствуют о том, что данный проект активно разрабатывался предыдущим правительством Афганистана при финансовой и технической поддержке США.

Река Кофарнихон в Таджикистане
wikipedia.org

Официальная церемония запуска исследований по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) канала была проведена в декабре 2018 в офисе тогдашнего президента Афганистана Ашрафа Гани в его присутствии. 

В церемонии также участвовали глава исполнительной власти, некоторые члены правительства: министры Афганистана и их заместители, советники президента и посол США в Афганистане.

А вот представители прибрежных стран – бассейна реки Амударьи (Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) не были приглашены на это мероприятие. 

Судя по отсутствию в то время публикаций на эту тему в СМИ центральноазиатского региона, можно предположить, что это событие осталось, к сожалению, незамеченным не только для дипломатических представительств прибрежных стран, но и для руководящего состава Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) и его исполнительного органа - Бассейновой водохозяйственной организации (БВО) «Амударья».

 

Хуш-Тепа – американский проект? 

Далее, для проведения исследовательских работ по проекту были наняты американские консалтинговые фирмы AACS Consulting и AECOM со штаб-квартирой в США. 

Первая фирма разработала и в марте 2019 года выпустила запрос предложений консультантов на проведение первоначальных геотехнических и геологических исследований по трассе канала.

Согласно этому документу с приложенной схемой, трасса канала проходит по границе провинции Кундуз и далее пересекает провинции Балх и Джузджан, доходя до административной границы провинции Фарьяб. 

Проектная протяженность ирригационного канала составляет около 200 км. Основной канал имеет многочисленные распределительные каналы второго порядка, всего по обоим берегам - 28 распределителей. 

Помимо этого, схемой, кажется, предусмотрена подпитка основного канала другим каналом Бона-Бал (одноименное селение на левом берегу Амударьи, напротив города Термез, данное селение на карте советских времен обозначено как Бориафаб). 

Площадь командования и ожидаемая оросительная способность главного канала Хуш-Тепа - 500 тысяч га посевной площади.

Основной канал будет оснащен головным гидротехническим сооружением (ГТС) и водосливом, возможно, ГЭС, насосной станцией. Проектная водопропускная способность ГТС пока неизвестна.

Согласно оценкам правительства Афганистана (на апрель 2019 года), стоимость строительства Хуш-Тепа составляет $1,5 млрд. Продолжительность строительства – 8 лет. (Источник: Self-Reliance Accelerator Package. Government of the Islamic Republic of Afghanistan. Report for Spring meeting with IMF and the World Bank, April 2019).

Вторая фирма - консалтинговая компания AECOM должна была координировать и в течение 12 месяцев со дня подписания контракта провести ТЭО ирригационного проекта. Сумма вознаграждения по подписанному контракту составляла $3,6 млн. 

В ТЭО должна была быть доказана техническая осуществимость и экономическая целесообразность проекта. 

Кроме этого, согласно требованиям международных стандартов по проведению ТЭО крупных водохозяйственных объектов на трансграничных реках, должен был быть проанализирован уровень возможного отрицательного воздействия забора определенного объема/стока Амударьи на экологию и сложившийся уровень водопользования в Узбекистане и Туркменистане. 

Канал Кош Тепа – это крупное гидротехническое сооружение афганского правительства, о начале строительства которого было объявлено в марте 2022 года
фото: iz.ru

 

Чем Хуш-Тепа может угрожать Таджикистану? 

Линия госграницы между Таджикистаном и Афганистаном на месте строительства головного ГТС (кишлак Хуш-Тепа) проходит ближе к левому афганскому берегу Амударьи. За нами остается небольшой остров справа по течению реки и между рукавами Амударьи. 

Что произойдет с этой частью суши Таджикистана после строительства ГТС и возможного сооружения водоприёмной плотины с небольшим водохранилищем? Не будут ли затоплены наши земли?

Надо признаться, к сегодняшнему дню в Интернете, да и в печатных СМИ нет достаточных сведений о том, завершено ли в полном объеме ТЭО этого крупного ирригационного канала.

Результаты не опубликованы. Словом, абсолютно нет никаких сведений о завершении ТЭО – основы для начала строительных работ.

Но, согласно нынешним многочисленным публикациям, практические работы по строительству канала начались еще весной 2022 года. 

Проект реализуется компанией «Национальное развитие Афганистана».

Строительные работы за счет госбюджета Афганистана в настоящее время проводят более 100 местных частных компаний, задействованы 6,5 тысяч рабочих и инженерно-технических работников и многочисленная строительная техника. 

Строительство канала Куш-Тепа
Фото: turkmen.news

Построено более 40 км канала пропускной способностью 650 куб. м воды в секунду. Однако это не означает, что из Амударьи будет забираться такое громадное количество воды, объем забора воды зависит от пропускной способности головного ГТС, а не способности канала.

Читая нынешние публикации, я обратил внимание на то, что в некоторых из них неправильно излагается мысль о непроектном удлинении канала, и в зону орошения водами канала ошибочно включается часть территории провинции Фарьяб. 

Проектом предусматривается орошение земель провинций Балх, Джузджан и частично провинции Кундуз. Канал не пересекает границу провинции Фарьяб (см. рисунок/схему).


 

Остается надеяться…

Несомненно, Афганистан по согласованию с прибрежными странами имеет полное юридическое право на использование небольшой части стока непосредственно из русла реки Амударьи.

Это право неоспоримо, хотя бы в силу того, что с афганской части водосбора до места строительства ГТС в реку поступает 14,8 куб. км воды в средний по водности год (470 куб. м воды в секунду). 

Но, разумеется, объем будущего забора воды должен быть разумным и учитывать, что сток реки распределен и используется странами низовья на различные нужды и на сохранение экологии.

На это обратили внимание участники майской Ашхабадской встречи спецпредставителей стран Центральной Азии и Европейского Союза по Афганистану. 

В своем совместном заявлении они в том числе высказали пожелание: «при использовании общих природных ресурсов учитывать потребности всех соседей».

Надеюсь, так и будет, что при проектировании головного ГТС грандиозного ирригационного канала Хуш-Тепа примут во внимание трансграничный характер Амударьи. 

Этим летом оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК