В последнее время в нашем обществе происходят не только бесполезные, но порой провокационные дискуссии, которые не направлены на дальнейшее сплочение таджикской нации с ее этническим разнообразием и историческими особенностями.
Анализ данных споров, возникающих по поводу того, отмечать или не отмечать Новый год или Ашуру (или по вопросу упоминания имени внука Пророка), или другие надоевшие обществу дискуссии о бороде или хиджабе и по другим второстепенным вопросам - говорят о том, что мы занимаемся не теми злободневными вопросами.
Несомненно, эти вопросы, хотя имеют социальную направленность, не тема для политолога, а вопросы социологов и исламоведов. Однако смерть нашего молодого соотечественника, сказочного образа Деда Мороза, явно свидетельствует о том, что эти дискуссии уже переходят опасную черту. Они приводят к человеческим потерям. В этих случаях общество не должно и не может мириться с этим варварским убийством.
Для данного утверждения мы приводим два фактора:
Во-первых, Таджикистан не единственное государство, являющееся полиэтническим, поликультурным и поликонфессиональным, и почти все государства мира имеют и берегут многообразие в этническом составе, религии, культуре, расе и т.д. Простой пример из жизни огромных государств: США знают как «страну иммигрантов», где в соседстве живут еврей, араб, китаец, африканец, индус и многие другие, которые в свой народный или религиозный праздник приглашают своих соседей к общему столу. Или Индия, известная всему миру идеей ненасилия (сатьяграха). Родная Россия, сотканная из многообразия народов Евразии. Китай, выступающий хранителем и некогда ненавистных ему кочевнических традиций; Турция, проводящая политику сохранения гармонии между своими светской и религиозной частями населения. Небольшая Швейцария, где сразу четыре языка выступают государственными. Пример этих и многих-многих других стран говорит о том, что правила совместной жизни решены давным-давно. Во главу угла ставится принцип уважения тех жизненных ориентиров, исторической памяти, религиозной принадлежности своего соотечественника - гражданина данного государства. Несомненно, там также идут бурные общественные споры и ожесточенные дискуссии, но они никогда не касаются главного вопроса - жизни и смерти человека. Жизнь человека дана свыше, и только данный Абсолютный авторитет (Бог) имеет право решать, когда призвать его к себе.
Во-вторых, в глобальном мире, когда стираются многие преграды между государствами, не только не снижается честь и достоинство человека, а наоборот, успешны те государства, которые изучают чужой опыт и практику соблюдения прав и свобод человека-гражданина и внедряют их в национальную норму общественного поведения. Неуспешны или неудачны те государства, которые в повседневной жизни не уважают и не соблюдают права и свободы своих граждан, когда элита занята только собой. Граждане подобных государств, в свою очередь, воспитанные в условиях правового нигилизма и неумения защищать свои права и достоинство, пересекая государственную границу в поисках лучшей жизни, попадают в нечеловеческие условия жизни и труда. Или у себя дома, попадая под влияние экстремистских или радикальных течений, вовлекаются в противоправные акции и дела.
Неумение защищать свои права и свободы на чужбине, с одной стороны, и совершение экстремистских акций у себя на родине, с другой, несомненно, вредят общему имиджу нации, государства. Позвольте сказать, что негативный имидж нашего молодого государства - как «страны - импортера бесправных трудовых мигрантов», «страны, разрушающей свои мечети» или «страны, опасной для жизни сказочного Деда Мороза» - не делает чести не только нашему родному правительству, но и нашему гражданскому обществу.
Непросвещенный читатель может спросить, к чему эти разглагольствования? Мы в ответ скажем, что когда в светском государстве, где все традиционные религиозные праздники отмечаются по достоинству, неуклюжий (но публичный) призыв к отмене празднования Нового года со стороны духовного главы (Совет муфтиев) государства (возможно, именно он) привел к человеческой смерти, это очень тревожный симптом. Когда мы соблюдаем религиозные праздники, то одновременно почитаем историю более чем тысячелетней исламской жизни. А празднование Нового года, пришедшее к нам во времена 70-летней советской (и светской) власти, давно утратило сугубо христианскую сущность, превратившись в универсальный или общемировой праздник. Или другими словами, наш Навруз, сугубо оседлый и первоначально общеиранский праздник, сегодня широко отмечается также кочевническими и тюркскими народами (от Турции до Алтая), а недавнее решение мировой организации ЮНЕСКО включить его в список мировых праздников приводит к дальнейшему расширению ареала данного праздника. Уважаемый муфтий, когда говорил об отмене празднования Нового года, мог ли хотя бы на миг представить импульсивного итальянца или хладнокровного шведа, бегущего с ножом в руках навстречу красавице «Маликаи Навруз» (наш аналог Снегурочки), чтобы изуродовать ее или отнять ее жизнь? Или он, образованный и современный человек, заботящийся о здоровье своей паствы духовный лидер, мог бы призвать своих соотечественников не к отказу от целого праздника, а к отказу от употребления спиртных напитков во время празднования? Тогда молодой Дед Мороз дошел бы до следующей семьи и порадовал бы детей и взрослых, и еще одна таджикская семья хотя бы на время праздников стала бы чуть более счастливой… А теперь мать этого жизнерадостного Деда Мороза в каждый Новый год будет не в праздничном настроении, а в трауре. Я думаю, нам стоит накануне каждого Нового года проводить конкурс «Лучший Дед Мороз» в образе родного таджика в честь этого мальчика. Вот тогда таджикская мать продолжала бы гордиться сказочным образом своего сына.
Дед Мороз, ёлка, европейская одежда, обувь, мебель и прочие заимствования уже давно и прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Если это не нравится старомодному муфтию, то пусть заберется в отдаленный горный кишлак и, построив за свой счет мечеть, попробует уговорить добрых и простодушных пастухов-яководов отказаться от елки, Деда Мороза и Снегурочки. Скорее всего, число правоверных пастухов просто увеличится еще на одного человека.
У опасной черты
Что касается бороды или хиджаба. Мне кажется, необходимо провести общенациональный конкурс на самую стильную бороду или самый стильный (модный) хиджаб. Потом из 2-3 стилей-победителей бороды и хиджаба культивировать национальную черту этики и эстетики.
Поверьте, тогда ни неряшливая, грязная и длинная борода и ни вульгарный и невзрачный вид хиджаба не найдет широкой поддержки, а целый народ приобретет новый общепринятый вид бороды и верхней одежды, и эти искусственно созданные споры отпадут сами собой. После всего этого в одночасье станет ясным, каким пустым и бесполезным делом годами мы терроризировали собственное общественное сознание, так как главное не хиджаб (или тюрбан), а то, что под ним (т.е. интеллект).
Если смотреть еще глубже, то нелепая смерть сказочного образа Деда Мороза свидетельствует о том, что общественные дискуссии о соотношении светскости и религиозности вплотную приблизились к опасной черте, повторению трагических годов начала 90-х, начала национальной независимости. Тогда наша интеллигенция в основном молчала, и теперь, по прошествии 20 лет в условиях независимого развития, она духовно не выросла, не дотягивает до общенациональной…
Наивный читатель может спросить, к чему такое горе от еще одной смерти. Возможно, он прав, так как со времен беспощадного взаимного истребления друг друга в период гражданской войны, наслоенного ежегодным (возможно, ежедневным) прибытием гробов наших кормильцев - трудовых мигрантов, ослаб инстинкт самосохранения таджикского народа. Однако ослабление данного инстинкта имеет другое побочное явление - неуважительный подход к правам и свободам своих соотечественников.
Нас, народ, должна объединить основная идея, прозвучавшая из уст нашего политического руководства - создать достаточно рабочих мест у себя на Родине, с тем чтобы уберечь наших сыновей от унижения, лишений и тяжелых скитаний. А вместе этого мы занимаемся бестолковым делением народа на сторонников и противников того или иного праздника. Усиление споров в русле сугубо религиозных тем в светском обществе приводит к мысли, что сугубо светские идеи и ценности в светском государстве пришли к упадку.
Как защитить лёгкие от городской пыли? Советы таджикского пульмонолога
Учителя английского языка пройдут цикл повышения квалификации на основе новых методик
В Душанбе в результате поножовщины ранены два брата
Таджикистан и Азербайджан заключили документы на $700 миллионов
К каким последствиям может привести гибель двух высокопоставленных политиков Ирана?
Кто поддержит социальный бизнес в Таджикистане?
Обвиняемые в теракте в «Крокусе» не стали оспаривать продление ареста
С 11 июня вырастет плата за выдачу шенгенской визы
В Таджикистане в два раза снизилась цена на карбамид
Тихоходный экспресс. Как продвигается ускоренная индустриализация в Таджикистане?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
али16 января, 2012 02:07
Уважаемый здесь нет никакого анализа политолога.Лично я,как наивный и непросвещённый читатель вижу бредовые рассуждения дилетанта на статью об убийстве деда мороза в Таджикистане ,и по случаю дешёвый пиар перед ПОЛИТИЧЕСКИМ РУКОВОДСВОМ.Насчёт конкурса сами додумались или подсказали?
Maks15 января, 2012 19:09
"это тебе не мода, пусть все занимаються своим делом. Муллы - обучение религием, а такие горе-политологи своим светско-политическим делом." Barodar, voobshe to v mire est i modda musulmanskoi odezhdy, i ty prav chto vse dolzhny zanimatsya svoim delom, no snachala prezhde chem zanyatsya svoim delom , my dolzhny znat svoe delo, i svoyu cel, nashi mully prezhde chem obuchat religiei, dolzhny xorosho ee znat, krome etogo oni dolzhny znat eshe i drugie znania, oni dolzhny ponimat i osoznovat chto ix obuchenie i prizyvi tozhe imeyut svoe posledstvie, v nashem obshestve stolko ne kompitentnyh lyudei , libo stolko xitryh i bezzhalostnyh professionalov svoe delo , kotorym naplivat na lyudei( eto vezde, i mully tozhe ) , po etomu snachala my dolzhny podnyat uroven obrazovania, religioznym obucheniem dolzhny zanyatsya umnye, obrazovannye, xoroshie dobrosovestnye i osoznayushie svoi postupki lyudi, togda mozhno byt uvrennym v tom chto etot chelovek zavtra ne podgotovit dlya nas eshe odnu tolpu zombirovannyh ubiyc, a xoroshix ,obrazovannyh , umnyh i poleznyh dlya strany musulman.
To Civil12 января, 2012 20:02
Dorogoy Civil, A kakogo khrena Mufti imeyet pravo publichno vsem skazat chto Noviy God ne musulmansiky ptrazdnik i mi ne imeem pravo eyo prazdnovat, on chto Car Bog ili stal Prezidentom strani. ( da ubivat bi vsekh etikh Mulli i Muftiy k cheru) vo pervikh Tajikistan ne Islamskiy gosudarstvo chtobi kakim to tupim bezmozglim Muftiam komentirovat takikh veshey, vo vtorikh ne putayte tradicii s religiy, kak gospodin Abdugani skazal "Если это не нравится старомодному муфтию, то пусть заберется в отдаленный горный кишлак и, построив за свой счет мечеть, попробует уговорить добрых и простодушных пастухов-яководов отказаться от елки, Деда Мороза и Снегурочки. Скорее всего, число правоверных пастухов просто увеличится еще на одного человека". Bivayte.
SV12 января, 2012 19:33
Вот оно, самое главное: если чуть против - ты предатель таджикского народа. Хотя убили таджика. Представляю себе, как визжал бы этот ревнитель веры и нации, когда его бы толпой резали. Да уж святоши... Не вам от лица нации выступать.
Инсон12 января, 2012 17:43
Исламу надо обучать настоящему - книжному, достоверному, а не "заморскому". И это надо делать на государственном уровне. И это опять повышение уровня образованности населения. Все пути, как говорится, ведут в Минобразования.
Непросвещенный читатель12 января, 2012 16:41
Г-н Абдугани, Ваше: "Нас, народ, должна объединить основная идея, прозвучавшая из уст нашего ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА - создать достаточно рабочих мест у себя на Родине, с тем чтобы уберечь наших сыновей от унижения, лишений и тяжелых скитаний". Вот я и спрашиваю: "к чему эти разглагольствования?"(с)А.М. Вы серьёзно считаете, что нынешнее политическое руководство страны озабочено проблемами гражданского общества? Вы серьёзно считаете, что те, кому достаются создаваемые рабочие места у нас на Родине, как, впрочем, и не входящие в число избранных создатели этих рабочих мест, напрочь забывают об унижениях, лишениях и тяжёлых скитаниях? Или Вы действительно думаете, что вся многочисленная армия госчиновников и прочих работников государственных структур хоть капельку обеспокоена тем, как они выглядят в наших с Вами глазах? Ну, тогда я, наивный, Вам завидую.
Джамик 12 января, 2012 16:37
Я всегда знал, что мой учитель умный человек))
Anonymous12 января, 2012 15:48
отличная статья! зы: админ, сделайте пожалуйста "share"(не знаю как правильно сказать, печалька) вконтакте, столько много всего не нужного,а вконатке сидят много таджиком.
Rustam12 января, 2012 13:44
Pravilno skazal
Абдулло12 января, 2012 10:52
Среди нашей интеллигенции, почему то частенько проявляется такая особенность, как самобичевание, которое порой создаёт нехарактерный для таджиков, как нации, неприглядный образ. Факт убийства молодого человека, независимо от того во что он был одет, бесспорно чрезвычайно трагичен. Каждая жизнь бесценна и ничем не заменима. Бесконечно жаль, но в среде людей, по всей планете, имеют место убийства себе подобных. Поэтому прививать Таджикистану ещё один минусовый образ совершенно не следует. И оснований на это, насколько об этом заявляли представители фемиды (ну нельзя же совсем не верить им - ведь люди же , в конце концов, следовательно и им свойственно ошибаться и учиться на своих ошибках), нет. Вы, г-н Мамадазимов, хотя бы как патриот, должны были бы открыть глаза и сравнить случившееся с тем, что делается вокруг в целом. Явление убийства себе подобных и вообще насилие, свидетельствует об отсутствии культуры, отсутствии цивилизованности, отсутствии культуры диалога и терпимости. И тут появляется вопрос: а кто должен эту культуру прививать? Думаю, что вопрос открытый, и, каждый, кто знает, что-то на эту тему должен поделиться с другими. Но я также хотел бы сказать кое-что. Думаю, что культуру прививать должна интеллигенция. При этом эта интеллигенция должна находиться в почете у общества, в первую очередь оцененная предоставлением "сытного хлеба" - справедливой материальной оценки труда. Моральный или нравственный имидж пойдёт следом. Конечно же, необходимо участие четвертой власти и гражданского общества в лице многочисленных общественных организаций (включая родительские комитеты), которые также имели бы рычаги влияния на качество работы интеллигенции. Пусть аттестацию преподавателей проводят (и отвечают материально за результат) общественные организации (например, относительно учителей это могут быть ассоциации учителей), от решения которых будет зависеть зарплата учителя и других представителей интеллигенции. Пусть каждый представитель интеллигенции (и не только), каждые пять лет, результатами своего труда доказывает своё право на продолжение получения достаточной (реальная цена минимальной потребительской корзины, скажем, для семьи из 5 человек) зарплаты. Вот тогда, возможно, вернутся на родину признанные представители интеллигенции, «стать интеллигентом» станет мечтой мальчишек и девчонок, изменится культура общества в целом (понимаю, что это не единственный фактор). Конечно же, огромно влияние духовенства на общую культуру общества. И тут должна быть аттестация духовенства и контроль его работы со стороны четвертой власти, ГО и госорганов на соответствие светской духовности. Всё -таки живем ведь в демократической и светской стране, а не в теократическом государстве. Я имею в виду, что светская духовность, включающая в себя религиозную духовность и светскую нравственность, должна выработать свои ЗАПОВЕДИ. Скорее всего, это было бы что-то вроде миссии нашего общества. И она должна быть выработана с участием всех слоёв общества, в ходе управляемого интеллигентного высококультурного обсуждения, исключающего оценку личностей и идей, направленного сугубо на выработку основополагающих положений поведения, базирующихся на определенных критериях, обеспечивающих комфортное общежитие всех граждан. Тот, кто эти ЗАПОВЕДИ нарушает, тот не от общества сего. И отношение со стороны гарантов стабильности этого общества (власти, в первую очередь, а также ГО и СМИ), должно быть соответствующее. Уважаемый мной г-н Мамадазимов пишет, что "...сугубо светские идеи и ценности в светском государстве пришли к упадку". Вышеприведенные мысли говорят о том, что их в ещё и не было, во всяком случае, в конкретно разработанном виде (и не только у нас). Всеобщая распространённость коррумпированности (во всяком случае, в постсоветском пространстве) также свидетельствует об этом. Ведь если бы все люди своё поведение базировали бы на чем-то высоком, скажем, на этичности, как критерия выбора варианта поведения, то не было такого распространения явления, именуемого социальным раком, убивающим, в конце концов, то общество, где оно пустило корни. Но ЗАПОВЕДИ светского общества должны быть и их должен наизусть знать каждый гражданин республики (и всякой другой светской страны), независимо от этнической, религиозной, политической и т.д. принадлежности и жить по ним (Конституция, Хадисы пророка Мухаммада, Заповеди Иисуса, человеколюбивые идеи великих сынов народа прошедших эпох могли бы быть прообразом ). Все мы живём в едином, демократическом и светском государстве. Давайте все вместе создадим его и не дадим никому разрушать.
шахрванд12 января, 2012 10:32
Спасибо за статью! Спасибо что есть люди которые могут анализировать и писать такие прекрасные заметки. Таджики умный народ. Но из нашего народа сделали шутов. Чамшуд из "Нашей Раши" этому пример. Правительство займитесь работой, устали мы ждать!!!!
Солнце 12 января, 2012 10:12
Респект автору! полностью поддерживаю идею которую автор вложил в смысл статьи!
alexey12 января, 2012 10:00
Что толку от вашей аналитики: Ясно одно таджикский народ очень далёк от понимания исламских ценностей, ещё очень далёк. Не знает куда ему идти, а руководство бездарно и гонитса лишь за собственными целями глубоко наплевав на всех остальных.
Даврон12 января, 2012 09:53
"Что касается бороды или хиджаба. Мне кажется, необходимо провести общенациональный конкурс на самую стильную бороду или самый стильный (модный) хиджаб. Потом из 2-3 стилей-победителей бороды и хиджаба культивировать национальную черту этики и эстетики." - это тебе не мода, пусть все занимаються своим делом. Муллы - обучение религием, а такие горе-политологи своим светско-политическим делом. "Поверьте, тогда ни неряшливая, грязная и длинная борода" - для кого-то так а для остальных сунна Пророка(с.а.с) " и ни вульгарный и невзрачный вид хиджаба не найдет широкой поддержки" - это мини-юбки и лямки вульгарный и аморальный а хиджаб зашишает женщин от пристрасных глаз мужчин.
Азиз12 января, 2012 09:48
Товарищ модератор, где мой комментарий, почему (уже который раз!)вы его игнорируете? Или просто удаляете из-за "ненадобности"? Кто мешает? Мадам Тутубалина или мадам Цензура?
Азиз12 января, 2012 09:44
Вот это отличная статья! Таджикский эксперт и политолог,кстати узбек по национальности,написал то,о чем должны писать и бить тревогу известные представители таджикской интеллигенции - ученые, писатели, поэты, публицисты, артисты и т.д., как поступали , скажем, в своё время Айни, Ахмадм Дониш, Лохути, Дехоти, Пайрав, Бободжон Гафуров,Турсунзода, Осими,Лоик Шерали и многие-многие другие. А сейчас таджиская интеллигенция молчит, будто ее, этой интеллигенции вообще не существует, будто все вымерли давно и остались одни следы. Браво, Абдугани! Так держать!
Интервер12 января, 2012 09:32
Не могу согласиться с некоторыми мыслями, хотя в целом статья призывает ДУМАТЬ И РАЗМЫШЛЯТЬ. Вдохновляет, что по таким темам и фактам стала рассжудать часть интеллегенции в лице трезвомыслящих журналистов. Смерть невинного молодого Деда Мороза должна стать отправной точкой поднятия самосознания общества. Пора ставить во главу угла честь, достоинство, права и безопасность человека. Реально на деле, а не в заявлениях ЧО.
Зигмунд Фрейд12 января, 2012 08:21
"так как главное не хиджаб, а то, что под ним" - сиёсатмадорай да сиёсатмадор, с вами согласен, я тоже так считаю - под ним важнее))))))))))
абду12 января, 2012 07:40
согласен. хорошая статья. написано грамотно. важно не тьюрбан а то что под ним))
Артур12 января, 2012 00:52
оё хамон котилони Парвиз , ки гуё аз Ислом бохабар буданд, намедонистанд, ки чонро танхо Худованд додаву ба гирифтани он хам танхо Худованд хукук дорад!!!!!
kur11 января, 2012 22:42
Абдугани Мамадазимов - сам подумал что написал, польнейшую чушь. Поверхностный знаний что в области Ислама и не понимании суть проблемы общество. вы своими словами сознательно опровергаете версию МВД, и сознательно делайте смута. Первая статя который вышел на этой теме, я подумал это глупость журналиста, но второй с такими же заявлением (содержанием).... да АП вас нужно закрыть и многих посадить за предательство своего народа. ваши статьи вранье и скрытая опасная угроза нацианальной единстве Таджиков.
mda11 января, 2012 22:18
так вот работать то и недают вот это самое гос-во. успешных гасят, умных видеть не хотят, в место того чтоб подержать стараются найти недостатки если их нет, грузят чужие.
Civil11 января, 2012 21:42
Ya vas neponimayu, prichem tut Mufti, kogda na ulice ubivaut cheloveka?! Konechno luboi smert eto beda, no mi ne v prave vinit nevinnovo. On bedniy tolko skazal chto noviy god eto ne musulmanskiy prazdnik, a astalnoe pridumali nashi newsmakeri. Vi pochitaete evo intervyu i ubedites sami. Lichno ya vstupayu ZA vsex prazdnikov, kotorie prinosyat ludyam radost, nezavisimo ot evo proisxojdenie.