Иранское информационное агентство «Фарс» со ссылкой на дипломата ИРИ заявляет, что Таджикистан просит Иран оказать помощь в переходе на персидскую вязь.
«Таджикистан принял закон, согласно которому в течение 10 лет вся официальная документация в республике будет переведена с кириллицы на персидскую вязь, и в этом направлении таджикское правительство считает Иран единственной страной, которая могла бы помочь», - сказал посол Исламской Республики Иран Алиагари Шеърдуст 5 июня на встрече с министром образования Таджикистана Нуриддином Саидовым.
Данная цитата использована в материале иранского информационного агентства «Фарс» под заголовком «Министр образования Таджикистана: хотим помощи Ирана в публикации учебных книг».
Однако, как сообщили «АП» в министерстве образования Таджикистана, основной темой встречи, на которой присутствовал также заместитель министра образования Ирана Алиасгар Яздони, был всего лишь вопрос дальнейшего сотрудничество в сфере образования.
«Обсуждались вопросы обмена студентами, предоставление квот для студентов двух стран, обмен научными сотрудниками и предоставление возможности для повышения квалификации сотрудников образования по обмену в Таджикистане и Иране. Помимо этого, обсуждался вопрос предоставления помощи Ирана в оснащении полиграфического комбината министерства необходимой техникой, помощи в издании 10 наименований художественной литературы на кириллице общим тиражом 400 тыс. экземпляров, а также в разработке и переиздании учебника «Алифбои ниёгон» для учащихся 4-7 классов общеобразовательных школ», - рассказал источник в Минобразования.
На вопрос, говорил ли посол Ирана о законе, согласно которому в течение 10 лет Таджикистан перейдет на персидскую вязь, источник в министерстве сказал, что не имеет такой информации и даже не знает, существует ли такой закон вообще.
Таджикские юристы утверждают, что подобного закона или пункта с таким смыслом нет в законодательстве Таджикистана.
В свою очередь, в посольстве Ирана в Таджикистане подтвердили, что совместная встреча представителей министерств образования двух стран с участием иранского дипломата в РТ Алиасгара Шеърдуста действительно была. Однако источник не подтвердил вышеупомянутую цитату, которую использовало иранской агентство в речи Шеърдуста. В то же время источник в посольстве не опроверг это.
Напомним, еще 7 января текущего года министр образования Таджикистана Нуриддин Саидов на одной из пресс-конференций заявил, что является противником перехода таджикского алфавита с кириллицы на арабскую вязь.
Тогда Саидов говорил, что изучение вязи в школах страны находится не на очень хорошем уровне, но все же преподается. «Я сторонник изучения алфавита предков, потому что не знание своего прошлого и своей культуры превращает человека в манкурта. Но я все же против перехода с кириллицы на вязь», - заявил Саидов.
Объяснил свое заявление министр тем, что переход на данный момент означает возвращение в прошлое. «Я считаю, что прошлое надо помнить, изучать и уважать, но не надо возвращаться к нему. Идти нужно только вперед. А сегодня «идти вперед» означает, что нужно знать и писать на том языке, который является языком 21 века – язык информации, техники и технологии», - разъяснил министр.
Он также подчеркнул, что любит свой язык, свою культуру, тем не менее, смотрит сегодня на «вещи» реалистичным взглядом.
«Это было, было, было…». ТОП-10 песен из советского прошлого, которые до сих пор помнят и поют в Таджикистане
Мархабо ждет мужа-мигранта уже 20 лет. В родном селе ее называют «Железной женщиной»
Лазерное лечение варикоза: кому можно, а кому нельзя делать эту процедуру?
«Красные следопыты», дружинники и Герои труда: история таджикской пионерии
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 19 мая 2024 года
Привычки таджикистанцев, которые очень удивляют иностранцев
Как работают на улице сапожники Худжанда. Зимой в снег и летом в жару
Завтра в Душанбе состоится забег и веломарафон в рамках Национального дня бега, а также акция One Run
Три героини, как грани характера таджикской женщины. Размышления о фильме «Рох»
Как таджикский дзюдоист ворвался в элиту мирового дзюдо
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Vlad1 июля, 2013 22:53
Фарси знать это хорошо- (локально).Русский нужен для работы в России. Английский - для всемирной коммуникации. Полный переход на фарси "отрежет" Таджикистан от мировой цивилизации. Природных ресурсов -нет, воды-нет, человеческий потенциал (знания) резко упадут. Как и где будете на хлеб зарабатывать? В Иране, Афганистане? Вы там не нужны-там своих рабочих рук в избытке.
Geroy11 июня, 2013 19:04
Вот всякой ерундой занимаемся а! Письменность меняем, зачем это? Думаете от этого мы еще грамотнее станем? за 22 года мы еще толком и таджикский не знаем хорошо на кириллице а тут фарси. А что за главная цель переходить на персидскую вязь? Ой, скажете типа мы дружная персидская семья? Давайте останемся на кириллице, столько людей без грамотные у нас в стране и считаю самого себя тоже=)
иброхим11 июня, 2013 16:56
У нас есть достаточно много проблем , чем перейти на арабский письменность. Зачем??? Кириллица намного легче усваивать, да и иранский язык далеко от нашего. Если хотите чтобы 99% населения стала безграмотным то переходите на это письменность. Если кто то сталкивался на это письменность , то знает что одну и тот же слова можно написать разными буквами взаимозависимости от происхождения этого слова , если арабский слова по другому пишется, если таджикский по другому.Короче одно головоломка.
Hitler-капут11 июня, 2013 14:57
АП, вы чего там? Где мой коммент? я ж в нем никого не оскорблял? Что вы так? или вы сами сторонники того, чтоб Таджикистан перешел на каракули?
Ser11 июня, 2013 14:16
Казань центр Мария, Я советую Вам учит историю c правильных источников а не с тех, что вы начитали с рисунками Ленина, или со сказок Пушкина который написал где-то 150 лет назад. У вас литература начинается с прошлого века. Видимо Ваши знания с советских фильмов которые пропагандируют что советы хорошо. это что за высказывания: "Таджики,вы вообще откуда появились? Вы хоть сами знаете где ваши корни??? Я например знаю,что таджики,как нация,появились 1925" Вы мало чего знаете и будете знать с книжками которые читаете. Наши предки это Великий Рудаки, Фирдавси, Абу Али Сино(Авиценна), Умари Хайом, Хофизи Шерози, Бедил и много-много других. Когда мы имели письменность у вас на языке жестов общались между собой. Да и Казань город не русских. Идите учите историю с правильных источников. Вас не зря не любят в Европе и приравнивают не буду говорит с чем, чтобы не обидет других добрых людей которые знают и уважают нас. А то что захватили наше государство это только из-за нашей доброты. Все изменится по воле Аллаха. Омин
Норинч11 июня, 2013 12:41
Да нужно быстрее переходить от кирилици на Персо-арабскую вязь так как нынешная кирилица не имееть ничего общего с нашим прощлым которая советские бандиты силой топора перевели всех нас из вязи. Ну либо на латиницу перейти но не оставатся на этой кирилицы для этого лучше сделать референдум по стране и посмотреть на результаты итогов!!!
TOR11 июня, 2013 12:25
Жаль что редактор непропускает комментарии мои к вам. Повторюсь для особо одаренных "довайте мы как-то без вас и вами подобных разберемся что к чему окей" Вы ничем не отличаетесь от наших провителей и хотите выдавать желаемое за действительное, но думаю у вас это не выйдет. Вы говорили о таджиках а не Таджикистане и не надо в водит в заблуждение. Займитесь у себя дома порядком а то у вас 15%~16% живут в бараках а 8%~9% стродают алкоголизмом "данные ростата"
Tajik Boy11 июня, 2013 09:08
Казань-центр-Мария (не проверено) АП прошу удалите его это уже через чур русофобией. Нацисти. удалити
TOR10 июня, 2013 13:15
Казань-центр-Мария кто вы оно? Как вас там? Вы писали про таджиков, а не про Таджикистан и ненадо мигом менять понятие окей? Я изучал историю во времена СССР и пока мись разбираюсь когда люди вроди вас и наших правителей вешают лапшу и выдают желаемое за действительное. Повторюсь для непонятливых и слишком умных "Довайте мы народ Таджикистана без вас и вами подобных крикунов и советчиков сами решим как называется как писать и что делать" и настоятельно рекомендую вам и таму подобным как вы советчикам занятся у себя дома конкретной работой, а то 15%~18% населения у вас в бараках живут и 8%~9% стродают алкоголизмом. P.S. Конечно я против перехода на вязь и зачем испытывать терпения населения.
УК10 июня, 2013 11:38
Послушайте Казань-центр-Мария, НЕ НАДО ОСКОРБЛЯТЬ ТАДЖИКОВ, мы сами знаем что надевать и как писать! И читайте побольше историю, ТАДЖИКИ знали где жили и живут, а слово ТАДЖИК было за долго до революции, а появились мы ТАДЖИКИ очень давно.
Абдулла8 июня, 2013 16:19
Отправляю противоположное а вы непоказываете это народу. Типа проверяется. Но что то все пишут в поддержку русского языка и никого против. Сто то ваша Азия Плюс попахивает русофобией.
Алик8 июня, 2013 13:37
Надо просто вернуть тот таджикский язык который использовали во времена СССР. Сейчас читая новости на новом таджикском , фиг что поймешь.
Казань-центр-Мария8 июня, 2013 13:34
Послушайте TOR,или VOR,как вас там ещё именуют,вы суть моего вопроса вообще не поняли.Вообще-то понятно,насчёт 20-ти лет я правильно написала. Вы пишите-когда наше государство в сапогах,о письменности тоже и ещё что-то,вы этого государства фамилию назвать можете? Я писала о таджиках и Таджикистане,как о государстве. Повторюсь,слово Таджикистан,как государство,появилось после революции 1917 года.Слышали о такой,или вы в школе такое уже не проходите? Только оды своим правителям изучаете?Если вы считаетесь такой развитой нацией,относящиеся себя к арийской,или персидской цивилизации,так переименуйтесь,назовитесь свою страну Ариястан,или Персиястан.Вам это не впервой,всё в стране переименовали,осталось Таджикистан переименовать!И мой вопрос практически отпадает!И будете носить вместо джинсов-изар,или партуг,вместо рубашки-пурухан,сверху можете накинуть жилетку-васкат,на голову-лонги,чтобы солнце не пекло,ну и на всё это можете одеть сапоги,о которых вы с такой невероятной гордостью,решили меня заткнуть.Так кто же ваши предки?
Абдулла8 июня, 2013 12:34
Знайте перейти на персидскую письменность это значить оттолкнулся и удалится от Госпожи Росси по дальше. Вот и Россия своими всякими испугами делает все, что бы этого не произошло. И пугают нас безграмотностью, выдворением из России трудовых мигрантов, визовым режимом и т.д. А если мы начнем читать на Персидском и будем знать что в действительности и кого в действительности представляет из себя таджикская нация, то у нас Таджиков начнется процесс объединения. И потянутся афганци и узбекские таджики и в центральной Азии встанет такая сильная государство что управлять ей матушке России будет не под силу. И даже наоборот будет стоять с Россией в политическом паритете. А ей конечно же не выгодно это. И вот начинают Россияни мутить воду между таджиками. А наши таджики ловятся на этом. Вот теперь вижу, что у нас действительно полная безграмотность.
Лингвист7 июня, 2013 22:48
Арабская вязь была припособлена для таджикского языка (дари) в 8 в.Это озночает, что нам надо вернуться назад обратно в 8-9вв. Не надо этого делать.Лучще думать о свете, о дорогах. Криллица впольне отражает фонетическую специфику современного таджикского языка. Не надо верить "доводам" новоявленных псевдолингвистов Арабская письменность -эта не наша национальная культура, она прежде всего символ ислама и пропаганда перехода на арабскую вязь- одна из путей исламизации нашего общества.
Лаш Пекко7 июня, 2013 18:58
О чем вы??? В 21 веке живем. Предлагаю перейти на язык цифр, отменить всякую письменность и для получения взяток очень удобно. Описал все в цифрах и ни какого намека на взятку. И второе, всем мудрым и светлоголовым государственным мужам и дауноподобным ученным - переходить надо на китайский язык - волшебный язык, а для нас арийцев - это очередной успех и прорыв в истории и харокультуре. А пять лет спустя давайте обсуждать вопрос о переходе на язык либо суахили, либо на кхмерский. Знаете как экономика поднимется быстрыми темпами??? В темноте и холоде очень удобен этот язык. Как мы раньше до этого не додумались...
Barfin7 июня, 2013 16:11
Поддерживаю на 100% Таджикистан ,таджики от этого не пригревают ! На персидском нас больше понимают чем нас на русском ,мы все же не русские соглашайтесь ! Нас просто эти год и всего лишили ,что имели до прихода русских колонизаторов . А сейчас все по голов но не учи и не грамотное . Потом с кирилици нас на западе и на востоке ни кто нас не понимают и не будут уважать ,это нас угнетает потому что нас считают рабами русских колонизаторов.
Saodat Bazarova7 июня, 2013 15:02
Полностью поддерживаю позицию министра образования. Действительно, переход резко ограничит связи страны и населения со внешним миром,"завяжет" нас на страны с арабо-персидской письменностью, что усугубит финансово-экономическое положение РТ. Кромке того, чисто финансово страна не в состоянии провести такую реформу: это новые учебники и учебно-методические материалы, это массовое обучение ВСЕГО населения новой графике и пр. И это всё при существущих проблемах системы образования: много вопросов по качеству и соответствию образования, не хватает квалифицированных учителей, ученических мест в школах, учебников, оборудования,18% школ находятся в аварийном состоянии и пр. Так что переход просто "посадит" и систему образования и экономику в целом.
Rustam+7 июня, 2013 12:46
Надоели вы со своей персидской вязью. Какой-то иранец замутил прессу неверной информацией. Пора поставатить большу точку на всякой там персидской, арабской, китайской, чукотской вязи. Мы на обычной киррилице делаем массу ошибок, устный таджикский язык превратился в русско-таджикский синтез, а тут еще хотят, чтобы 8 миллионное население снова село за парты учить всякую вязь мязь. Хватит господа журналисты на эту тему, есть проблемы в системе образования куда поважнее.
Сухроб7 июня, 2013 09:57
Бывают случаи, когда срочно нужно отправлять человека на операцию, например, в Россию или в Европу. Что скажут доктора из России и Европы, когда им дадут карточку истории болезни? В этом случае нужно будет всё перевести. На поиск профессионального переводчика уйдёт время. Потом время на перевод. А потом согласится ли он вообще переводчик переводить? Будет ли у него время? Но даже это решить можно. Вопрос: что будет делать всё это время больной? Варианты: а) Ждать перевод. б) Отдыхать. в) Войдёт в положение врачей и скажет - "Не переживайте. Я потерплю. Ещё есть время". Подумайте, не будет ли ещё одной проблемой для нас простых людей. Те кто принимают решение - думали об этом? Если нет, подумайте, пожалуйста.
TOR7 июня, 2013 09:55
Ой как вы правы))) Например когда-то наши предки ходили в сапогах, а вы незнали что такое лапти, например когда у наших предков было государство, а у вас даже племени небыло. Когда-то наши предки имели свою письменость, а вы ещё жестами общались и что с етого? Мне за 20 лет ничего не в долбили и не в долбят, и довайте мы сами без ваших советов разберёмся, а то порядком поднадоели с 1924 всякие князевы, советчики, да и сами разберёмся когда было упомянуто про таджиков)))
Зеваршо7 июня, 2013 09:13
А кто сказал, что сейчас боле 90% население страны образованные. Иметь корочку что называется дипломом еще не доказательство образованности. Я за переход на персидскую вязь и чем скорее начнут, тем лучше для всех
Masrur7 июня, 2013 08:25
Зачем вы все время эту тему крутите? Посол где-то что-то сказал, он вообще болтун и его может перевели неправильно. И еще это же посол сказал, не наш министр
ХАСАН АРБАКЕШ6 июня, 2013 23:53
Алифбо и азбуку школьники изучают 1 год. А арабскую вязь необходимо изучать 3 года. Так получиться школьников будут учить только писать и читать 3 года а математике рисованию физкультуре и другим более полезным предметом можно не учить или учить ради галочки. Тогда да здравствует халки бесаводи Чумхурии Точикистон!!!
Казань-центр-Мария6 июня, 2013 22:52
То гордо называли себя арийцами-самая чистая нация в мире,то теперь решили зваться персами.Наверное самая умная нация в мире.У вас больше вообще других проблем нету? Вот счастливая страна! Таджики,вы вообще откуда появились? Вы хоть сами знаете где ваши корни??? Я например знаю,что таджики,как нация,появились 1925 году благодаря советской власти,когда образовалась Таджикская ССР.А до этого где вы были и как вас звали,нигде в литературе,чтобы было какое-нибудь хотя бы общество таджиков,не встречала.Похоже до революции вы не земли своей,не страны своей не имели.А может вы афганцы,что-то язык у вас почти на 100% схожий? Да и вы толком не знаете,знаете только то,что вам внушают 20 лет. Значит кому-то это выгодно. Ну да ладно,это ваше дело,называйте себя как хотите,только от перемены названия рабочих мест в стране не прибавится!
Mansour6 июня, 2013 21:51
Лучше прям переключиться на Арабский, если есть такие планы
TOR6 июня, 2013 21:47
Как перейдём на арабскую вяз то будет забит последний гвоздь на гроб РТ. Без грамотный Таджикистан станет ещё без грамотней. Как намример я буду внуков и дитей контролировать?
Рустам Гулов6 июня, 2013 21:36
поддерживаю в данном вопросе Министерство образования - переход на вязь - это автоматическое зачисление более 90% населения в список "безграмотных" - как это произошло в годы установления большевистской власти. Сколько лет уйдет потом на этот ликбез знает только Аллах! да и с религиозной точки зрения это не подходит - лично мне было бы неприятно видеть под ногами на улицах всякие куски бумаг с арабской вязью - теми самыми буквами, которыми написан Коран
Мансур6 июня, 2013 20:09
чо то не припомню, что был принят такой закон.. Иранцы спят и видят конец кириллицы.. Счас, разбежались уважаемые братья..
Тиь6 июня, 2013 19:37
Побыстрее бы!