Спустя месяц ситуация в Хороге продолжает оставаться неопределенной. Обещания, которые были даны митингующим, в конечном итоге, были сведены на нет. Жители говорят о царящей напряженности, а силовой блок отчитывается об успешном разрешении конфликта. 

Власти молчат, а эксперты затрудняются делать предположения о развитии событий.  

25 ноября, ровно месяц назад, в Хороге образовался митинг, который стал реакцией населения на смерть жителя села Тавдем Рошткалинского района ГБАО Гулбиддина Зиёбкова. Жители обвиняли органы правопорядка в намеренном убийстве Зиёбекова, а те, в свою очередь, утверждали, что он был убит в результате оказания вооруженного сопротивления. 

Близкие Зиёбекова принесли его тело на главную площадь Хорога, куда стали стягиваться жители Хорога, Рошткалы и других районов области. Собравшиеся требовали привлечь к ответственности виновных. 

В этот же день возле здания областной администрации завязалась драка между митингующими и работниками правопорядка, охранявшими территорию администрации. В результате 5 сотрудников органов были избиты, а по митингующим был открыт огонь, вследствии чего погибло двое человек и более 10 получили огнестрельные ранения.

Рядом с телом Зиёбековым на главной трибуне Хорога местные положили тело еще одного убитого. 

фото: rus.ozodi.org

Протестные митинги продолжались в Хороге 4 дня. К требованиям привлечь к ответственности виновных в гибели молодого человека, добавились дополнительные. В частности, митингующие передали местным властям также требования об устранении блокпостов и выводе военных с городских улиц Хорога, а также о восстановлении связи и об отставке новоназначенного председателя области Алишера Мирзонаботова, которого считали ставленником ГКНБ и обвиняли в причастности к операции против Зиёбекова. 

Мирзонаботов был назначен на должность и.о. председателя ГБАО за 20 дней до этих событий, заменив на этом посту Ёдгора Файзова. 

К митингующим он вышел лишь на третий день протестов, сообщив, что не был в курсе планов о задержании Зиёбекова, так как находился в Мургабском районе, но доверие его слова не вызвали – его закидали камнями, в результате он получил легкую травму головы.   

На четвертый день митинга между представителями митингующих, силовиками и местными властями были достигнуты договоренности, что в обмен на уход митингующих власти начнут расследование гибели Зиёбекова, включив в следственную комиссию 7 человек из числа представителей митингующих. 

Также они обещали вывести военных с улиц Хорога и восстановить интернет-связь в области. За ходом выполнения этих обещаний должна была следить группа из 44 человек, которых выбрали митингующие. 

Также власти обещали, что в отношении митингующих не будут возбуждать уголовные дела. Но на сегодняшний день ни одно из этих требований не было выполнено. 

 

Дело Зиёбекова

Как заявляют органы правопорядка, задержание Зиёбекова происходило в связи с обвинениями в захвате заложника и разжиганием розни (ст. 181.ч.3 УК РТ и 189 ч.3 УК РТ) , в связи с чем он находился в розыске

По данным прокуратуры, Зиёбеков в феврале 2020 года взял в заложники помощника прокурора района Рошткала ГБАО Абудсалома Абирзода и удерживал его в селе Барджангал этого же района в течение 8 часов. По данным прокуратуры, подозреваемые (а у него были сообщники) проигнорировали неоднократные звонки следователей и не явились для дачу показаний.

Между тем, сторонники Зиёбекова говорят о том, что он тогда заступился за девушку, которую домогался помощник прокурора. В качестве доказательства они приводят видео, на котором видно, что толпа мужчин окружает другого и задает ему вопросы. 

Мужчина называется помощником прокурора района Рошткала Абдусаломом Абирзода. Он говорит, что приносит свои извинения всем жителям области, что общался с девушкой. «Телефон этой девушки мне дал Хабиб, работник милиции», - говорит он.

Далее мужчины ему говорят: «Мы же тебе в самый первый день говорили, к нашим девушкам и женщинам не приставать, говорили?».

Органы в дальнейшем заявили, что, проверив действия Абирзода, состава преступления в них не выявили. 

Тем не менее, для митингующих Зиёбеков – это человек, который заступился за честь односельчанки, поэтому дело в его отношении считали несправедливым, но даже при предъявленных обвинениях, по их мнению, его убийство считают неприемлемым и расследование этого факта называют приоритетом в вопросе достигнутых договоренностей между митингующими и местными властями. 

Расследование этого обстоятельства с участием представителей митингующих, по словам последних, зашли в тупик. По словам представителей группы 44, следственные органы не разрешают им разглашать процесс расследования, но в это же время сами сняли документальный фильм, в котором Зиёбекова и всех участников митингов называют преступниками. 

Также следственная группа (митингующих) говорит о том, что прокурор области Парвиз Орифзода вмешивается в дела следствия и мешает его ходу.  

«Чувствуется, что хочет направить работу комиссии совсем в другую сторону. Прерывает работу комиссии, скандалит и открыто вмешивается. Все это заставило нас временно приостановить работу», - рассказал в интервью «Азия-Плюс» один из членов следственной группы Хурсанд Мамадшоев. 

При этом Мамадшоев отмечает, что к представителям Генеральной прокуратуры у них претензий нет. 

фото: rus.ozodi.org

Напомним, по поручению президента Таджикистана для объективного расследования последних событий в Хороге и привлечения к ответственности виновных создана оперативно-следственная группа из числа сотрудников правоохранительных органов и  представителей гражданского общества. 

«В целях тщательного, прозрачного и объективного расследования инцидента, а также привлечения виновных к ответственности по поручению президента образована оперативно-следственная группа, которую возглавил генеральный прокурор республики Юсуф Рахмон. В состав группы вошли 20 сотрудников правоохранительных органов и 6 представителей гражданского общества», - говорилось в распространенном сообщении МВД в связи с этим. 

Кстати, в рамках этого расследования с участием представителей Генеральной прокуратуры была проведена эксгумация тела Зиёбекова, хотя до его захоронения судебно-медицинская экспертиза тоже была.

Между тем, 23 декабря информационный ресурс Pamir Daily News опубликовал видео, в котором, по утверждению этого ресурса, происходит задержание Зиёбекова. 

На видео видно, что люди в камуфляже и с автоматами в руках окружили лежащего мужчину в белой майке и один из участников задержания тянет мужчину за веревку. Как пишет Pamir Daily News, веревка накинута ему на шею. При этом видно, что мужчина, которого тянут, шевелится.  

Кроме этого, в распоряжении «Азия-Плюс» имеется фотография тела Зиёбекова, на которой видны пулевые ранения в области лица и головы. Ранения расположены в верхней части (на макушке) и в области глаз. 

Как сообщили «Азия-Плюс» некоторые члены комиссии по совместному расследованию, в целом, на теле Зиёбекова обнаружено 9 пулевых ранений. При этом они положительно оценивают процесс эксгумации. По их словам, это означает, что в этом деле реально хотят разобраться.  

 

Информационная война на фоне информационной блокады

Несмотря на это, складывается впечатление, что официальные органы для себя уже разобрались во всех событиях. 9 декабря по местному телевидению «Бадахшон» был продемонстрирован документальный фильм «Неруи Конун» (Сила Закона), в котором Зиёбекова называли преступником, а некоторых митингующих  - членами преступной группировки

Этот фильм вызвал негатив среди населения, но все равно имел продолжение – после него вышли несколько других сюжетов, в которых жители области выражали свою поддержку фильму и осуждали митингующих.  

По утверждению членов Группы 44, этих людей, которые, в основном, являются работниками государственного сектора, заставляют выступать перед камерами. При этом, органы не расследуют и не говорят об убитых и раненых во время митингов. 

фото: rus.ozodi.org

По словам пресс-секретаря Группы 44 Хучамри Пирмамадова, съемки фильмов осуществляются сотрудниками ГКНБ страны. По его утверждению, эта структура оказывает давление на местное сообщество, в то время, как другие структуры более расположены к разрешению конфликта. 

Так же, по его словам, эта структура направляет жителям повестки на допрос в прокуратуру в связи с участием на митингах.

«Когда мы звоним в прокуратуру и спрашиваем, почему людей вызывают на допрос из-за митингов, нам говорят, что они никого не вызывали. Потом выяснилось, что эти повестки отправляет ГКНБ, оказывая, таким образом, психологическое давление… Люди и так напряжены из-за усиления военного присутствия в области и отсутствия интернета. Еще и фильмы транслируют, в которых обвинительная риторика, что не может не раздражать людей», - говорит Худжамри Пирмамадов.

Кроме этого, стало известно, что органы безопасности составили список людей, которым запретили выезд из страны. В этот список попали 66 человек из числа жителей Хорога и Рошткалинского района. По некоторым данным, он составлен в связи с их участием в митингах. 

По словам Пирмамадова, есть также случаи, когда молодым людям отказывались выдавать загранпаспорта.  

Следует отметить, «информационная война» при этом ведется на фоне полного отсутствия интернета в области. Он был отключен с началом митингов и отсутствует в области по сей день, хотя восстановление Интернета было одним из условий митингующих, которые органы согласились выполнить. 

По мнению многих наблюдателей, это делается в целях того, чтобы из Хорога не попали в распространение какие-либо видеозаписи или фотографии, сделанные в дни событий, но различные ролики из области периодически все же попадают в соцсети. В это же время все отрасли экономики, бизнес области страдают из-за отсутствия связи.  

В ГБАО  перестали оказывать  банковские услуги, встали все предприятия, а абитуриенты вынуждены ехать в Душанбе, чтобы участвовать в сезонных образовательных конкурсах. Кроме того, жители жалуются, что не могут общаться со своими родственниками за рубежом.  

Выходцы из ГБАО, проживающие в разных странах мира, также выражают свое недовольство отсутствием Интернета в области, что ограничивает их связь с родными. Они вышли с открытым обращением к Службе связи и сотовым операторам с требованием восстановить Интернет. 

 

Почему власти не реагируют?

На днях члены Группы 44 опубликовали видео-обращение на имя главы верхней палаты таджикского парламента Рустама Эмомали, призывая его взять под контроль ситуацию в области, так как она является очень напряженной и может привести к возникновению новых конфликтов. 

В своем обращении они говорят, что являются сторонниками мира и стабильности, но действия силового блока, который нарушает права людей в области, может привести к обратному. 

Это обращение было опубликовано 19 декабря, однако никакой реакции на него пока нет. 

Эксперты считают, что молчание властей говорит о том, что они еще не определились, что делать с этой ситуацией. 

Такого мнения, в частности, придерживается политолог Сулаймон Шохзода. 

- В целом это может означать, что ситуация в Хороге стала неожиданностью для самих властей. Но решение этого вопроса остается за ними. Главное, чтобы не было принято силовое решение вопроса, оно не может разрешить возникшие проблемы в ГБАО. Единственное, что может этому способствовать – это социально-экономическое развитие края, - говорит он.

Известный политолог Парвиз Мулладжанов считает, что, скорее всего, власти и силовики не готовы в настоящее время пойти на уступки, «опасаясь, что это воспримут как признак их слабости».

- С другой стороны, все выглядит так, что в правительстве существуют сегодня противоречивые позиции и мнения относительно того, как выйти из кризиса с наименьшим уроном. Прежние меры уже не работают, а новых подходов и стратегий до сих пор не выработано. Возможно, надеются, что если усилить контроль над наиболее активной частью протеста, то все само по себе постепенно наладится и успокоится. В целом, честно говоря, я не понимаю этой логики – на мой взгляд, все что сегодня правительство делает в ГБАО (блокада Интернета, затягивание переговоров, запрет на выезд для части участников протеста) - только затягивает кризис, - отмечает политолог.

Читайте нас в  Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.