Фазлиддин Насриддинов из Душанбе - заботливый муж и отец четверых детей. Он абсолютно не стесняется говорить о том, что двое из них - с тяжелой формой инвалидности. Со своими тремя детьми он больше друг, нежели отец. А вот с сыном Камолом у него отношения особенные…

 

«Не знал, что такое аутизм»

Обложка на личной страничке в Facebook у Фазлиддина украшена фотографией его жены Лолы, идущей в обнимку с сыном. И подпись, пропитанная отцовской нежностью: «Можно долго смотреть на огонь, реку и...эту фотку Камола с мамой».

- Я совершенно не помню тот момент, когда узнал о диагнозе Камола, - вспоминает Фазлиддин. - Помню, что слово «аутизм» было абсолютно незнакомым для меня. Но страха не было точно. Видел много реакций отцов на диагноз, видел даже слезы. Мне кажется, я воспринял диагноз достаточно спокойно. Может потому, что не знал тогда - что такое аутизм.

С сыном Камолом

Сегодня Камолу 20 лет, он третий ребенок в семье Насреддиновых. У мальчика сложная форма аутизма, и он не разговаривает.

Старший сын также имеет инвалидность. Не успев выписаться из роддома, у малыша обнаружили остеомиелит, который вылился в череду операций с последующей инвалидностью – самой серьезной, II группы.

Несмотря на свой недуг, первенец Фазлиддина – многократный чемпион Душанбе и Таджикистана по шахматам среди юношей, а также чемпион Таджикистана и Казахстана по настольному теннису среди паралимпийцев.

Старшие сыновья Насриддиновы

- Возможно от того, что мы с супругой стали относительно закаленными в вопросах здоровья детей, если можно так сказать, у меня выработалась некая стойкость на диагноз Камола. А может я не осознавал тогда всю ответственность.

Трудно сказать, - задумывается Фазлиддин. – Это намного позже я узнал об исследовании Висконсинского университета, заключившего, что матери детей с аутизмом испытывают наибольший стресс среди мам, имеющих детей с инвалидностью, и этот стресс сопоставим с тем, что испытывают вернувшиеся из войн солдаты...

 

Невозможно не помогать супруге

Лола – супруга Фазлиддина много времени посвящала лечению детей: подолгу лежала в больнице со старшим сыном, несколько раз выезжала с Камолом в Индию. Поэтому домашняя работа не чужда Фазлиддину, и он ее не чурается. Он признается, что имея в семье ребенка с инвалидностью, традиционные роли и обязанности супругов в семье размываются.

- Просто невозможно не помогать супруге по дому и хозяйству, - говорит мужчина. – Тем более, видя, как она жертвует ради детей собой, своей карьерой, имея три высших образования, два из которых получены в зарубежных вузах. Грани домашних обязанностей стираются и уже без разницы, кто возьмется за уборку.

Фазлиддин отмечает, что, как и в любой другой семье, между ним и супругой бывают разногласия, причем по всем вопросам. Единственное, признается он, в вопросах аутизма Лола - непререкаемый авторитет. И он абсолютно уверен в том, что его супруга - №1 в Таджикистане в этой теме. В остальном, все семейные разногласия умело гасит мудрость Лолы.

Лола Насриддинова

К слову, Лола Насриддинова - учредитель и директор организации «Ирода», которая вот уже 10 лет поддерживает родителей детей с аутизмом.

В отношениях со своими детьми Фазлиддин больше друг, нежели отец. Со старшими сыновьями он проводил много времени, любил вместе играть и обсуждать новости. Сейчас они оба - студенты и живут за рубежом.

Отношения с Камолом, по словам Фазлиддина, не вписываются в обычные рамки. Учитывая сложный диагноз, отец для сына больше помощник и напарник.

- Маме тяжело с ним куда-то пойти погулять, - рассказывает отец. - Камол сильный и, если он захочет чего-то не предусмотренного, мама с ним не сможет совладать. Поэтому я чаще с ним куда-то выхожу. Иногда корю себя, что мало времени уделяю Камолу. Надо бы с ним чаще гулять. Но никогда не знаешь, как он себя поведет на улице, куда потащит. Боюсь этих моментов, если честно.

 

Истории инфарктов

Совсем недавно Фазлиддин поделился в соцсетях трогательной, но одновременно болезненной историей, которая не оставила равнодушными сотни людей. В ней отец рассказывает о том, как потерял на два часа своего сына Камола.

В это время Фазлиддин с дочкой смотрели фильм в одном из кинотеатров Душанбе, куда, по иронии судьбы, и пришел самостоятельно Камол «с двумя 1,5 литровыми Pepsi». Он сидел в пустом зале, терпеливо ожидая сеанса, буквально через стенку от кинозала, где находился его отец. А мама в это время отчаянно металась по городу в поисках сына.

Камол в центре “Ирода”

«Чтобы понять состояние мамы, представьте (а лучше не надо), что потерялся маленький ребенок, который не умеет говорить, просить о помощи, переходить дороги. Сразу тысячи сценариев, один страшнее другого, мелькают в сознании, вызывая панику...», - написал Фазлиддин.

К счастью, история закончилась благополучно. Камола узнали сотрудники кинотеатра и сообщили об этом матери.

«Радость после этих слов еще труднее описать...Камол, прости, что черствое отцовское сердце не подсказало твое присутствие через стенку кинотеатра, в отличие от маминого, почувствовавшее, что ты именно в Ашане...», - с огромным чувством облегчения и благодарности писал Фазлиддин.

Камол участвовал в качестве модели в инклюзивной рекламной кампании национального бренда iamdifferent в рамках проекта “Наставники”

Такие случаи, по словам отца, происходят каждые 2-3 года в холодное время года и доводят его с супругой до предынфарктного состояния.

После того, как Фазлиддин рассказал в соцсетях о последнем «исчезновении» Камола, добрые люди откликнулись и подарили ему GPS-трекер. Это устройство позволит родителям знать точное местонахождение сына.

 

Спорт, как отдушина

Фазлиддин отмечает, что в сложных жизненных обстоятельствах очень важно иметь любимое занятие или увлечение. И такая отдушина у него – спорт.

Вот уже 8 лет мужчина занимается кроссфитом (специальная интенсивная система тренировок, которая включает в себя сразу несколько видов физических нагрузок, - ред.).

- Кроссфит - удивительная дисциплина, идеально подошедшая мне, - рассказывает Фазлиддин. – Этот вид тренировок хорошо подходит ленивым людям, желающим достичь быстрого результата. На кроссфите почти каждую тренировку вырабатываются эндорфины - гормоны радости. На нем я скинул, наверное, не меньше 150 кг. В первые 4 месяца – 26 кг.

Фазлиддин вот уже 8 лет занимается кроссфитом

А год назад мужчина увлекся бегом. Произошло это после того, как энтузиасты из бегового клуба TJK RUN CLUB предложили уникальную акцию. Нужно было бегать весь месяц, чтобы конвертировать пройденные километры в денежную сумму, которая потом была передана спонсором в помощь детям с аутизмом. 

- В прошлом феврале мы набежали на $1620, - рассказывает Фазлиддин. - А ещё мы провели два уникальных беговых (и не только) мероприятия. Первый - горный полумарафон «Семь озер». Другой – «Инклюзивный забег 30 км», где участвовали 15 бегунов из TJK RUN CLUB и 15 паралимпийцев на колясках. Спорт помогает мне чувствовать себя хорошо не только физически, но и ментально.

А также полюбил бег

Фазлиддин абсолютно не стесняется того, что он отец двух особенных детей, у одного из которых физическая инвалидность, у другого - ментальная. И оба случаи очень серьезные.

- Не бойтесь просить о помощи, если это необходимо. Не стыдно просить у людей, стыдно ничего не предпринимать. Не замыкайтесь со своей проблемой.

Не обвиняйте никого, ни людей, ни обстоятельства. Имейте отдушину, хобби. Кроссфит - идеальный вариант. Помогайте другим. Молитесь. Позитивно смотрите на мир. Верьте, что все будет хорошо. Правда, я сам не всегда придерживаюсь сказанного..., - улыбается Фазлиддин. 

Читайте нас в  Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.