В мире, где музыка способна преображать души, существуют люди, для которых она становится не просто профессией, но и истинным призванием, передающимся из поколения в поколение. Именно такова история музыкального педагога Насибы Шариповой.
В прошлом году ее труд был отмечен на высочайшем уровне - она была признана «Учителем года», и эта победа стала поводом рассказать о ее удивительном пути.
Конкурс, организованный Минкультуры Таджикистана в конце 2024 года, собрал лучших педагогов средне-специальных учебных заведений страны. В январе, в торжественной обстановке театра А. Лохути, под звуки фанфар Насиба Шарипова, замдиректора по музыкальной части музыкальной общеобразовательной школы имени Зиедулло Шахиди, получила почетное звание «Учитель года».
Эта победа, безусловно, заслужена, ведь Насиба постоянно работает над повышением уровня музыкального образования в школе, и значительные успехи учеников - во многом ее личная заслуга.

Династия музыкантов
Насиба Шарипова родилась в семье музыкантов. Ее бабушка - Кимат Баходурова, была первой таджикской виолончелисткой и заложила основу целой музыкальной династии.
Отец и старший брат Насибы продолжили ее дело, став виолончелистами, а дядя выбрал скрипку. Музыкальная школа имени Зиёдулло Шахиди стала для Насибы вторым домом еще в раннем детстве: в 1993 году бабушка привела ее сюда в первый класс.
«Моя бабушка родилась в 1936 году в Орджоникидзеабаде (ныне Вахдат), - рассказывает героиня. - В годы войны она осиротела: отец погиб на фронте, а мать умерла от тяжелой болезни, и бабушка жила у тети. Тогда по всей стране открывались музыкальные школы, и педагоги активно искали одаренных детей. Именно так они нашли мою бабушку и привезли в Душанбе, в детский дом, где она и училась в детской музыкальной школе».
Именно там Кимат Баходурова освоила сложнейший инструмент – виолончель. Затем окончила Ташкентскую консерваторию, а после возвращения устроилась в ту самую музыкальную школу, где проработала полвека.

Кимат Баходурова мечтала, чтобы внучка стала пианисткой, поэтому и привела Насибу в класс фортепиано. Уже в 9 классе она начала работать в школе концертмейстером (пианистом-аккомпаниатором) на струнном отделении.
После окончания 11 классов она поступила в Государственную консерваторию им. Т. Сатторова, параллельно начав карьеру педагога по фортепиано в родной школе. В те годы она активно участвовала в открытых уроках с иностранными пианистами и занимала призовые места на конкурсах.
Несмотря на возможность стать пианисткой в оркестре театра оперы и балета, Насиба избрала путь педагога, почувствовав в этом свое истинное призвание.

Преображение школы
В 2012 году Насиба Шарипова приняла заведование отделением общего фортепиано, которое на тот момент находилось в плачевном состоянии: большинство учеников имели низкую успеваемость, в документации царил хаос, а отчетные концерты практически не проводились. Но благодаря ее усилиям, работа отделения значительно улучшилась.
В 2017 году ей доверили отделение специального фортепиано, которым она успешно заведует по сей день. Признание ее достижений пришло в 2020 году, когда министр культуры оценил ее работу и назначил на должность заместителя директора по музыкальному циклу.
Помимо административных обязанностей, Насиба преподает специальное фортепиано и выполняет функции концертмейстера.
В том же году директором школы был назначен Джасур Комилов, что вызвало недовольство среди некоторых педагогов, поскольку он не был музыкантом. Они обратились с письмом в Минкультуры, и школу посетила комиссия, после чего каждый педагог прошел аттестацию.
«После аттестации директору дали испытательный срок на один год, - вспоминает Насиба Шарипова. - За этот год мы с ним многое сделали и получили хороший результат. Например, девять наших учеников стали лауреатами конкурса «Точикистон - Ватани азизи ман». Мы установили памятник Зиёдулло Шахиди и устроили большой концерт, который посетила министр культуры, а затем провели отчётник».

Ансамбль скрипачей, при содействии ее дяди, заведующего струнным отделением, был преобразован в камерный оркестр, при котором теперь есть ансамбль и квартет. Министерство отметило эти достижения, и директор успешно руководил школой положенные пять лет.
Также был открыт класс контрабаса в струнном отделении, что стало возможным с приходом молодого педагога, окончившего консерваторию в Екатеринбурге.
Его двое учеников уже играют в школьном камерном оркестре и одновременно в Государственном детском президентском оркестре, где около 80% музыкантов - ученики школы им. З. Шахиди.
Искусство быть педагогом
Насиба Шарипова убеждена, что каждый педагог прежде всего должен быть психологом, способным найти подход к любому ученику. Она знает всех 420 учеников школы по фамилии и характеру, ведь каждый педагог предоставляет ей подробную характеристику о своем подопечном.

«Мы, педагоги, нужны в первую очередь для того, чтобы направлять детей и развивать их навыки, - подчеркивает собеседница. - Если ребенок не справляется или не слушается, на него ни в коем случае нельзя кричать и тем более бить! С ним нужно побеседовать, узнать, что ему мешает, какие у него проблемы. Просто читать лекции - никакого положительного результата не принесет».
В ее профессии, говорит она, очень обширные материалы - к каждой ноте нужно приводить пример того, как ее играть. Например, в нотной грамоте каждая точка или дуга имеет свое значение, точка над нотой «стаккато» означает, что надо нажать клавишу и сразу поднять руку.
«Маленькому ребенку будет понятнее, если сказать, что «ручка должна скакать, как мячик». Такие образные пояснения необходимо придумывать к каждому нотному знаку», - делится педагог.

Она добавляет, что между учителем и учеником обязательно должен быть налажен эмоциональный контакт. Без него качественное обучение невозможно. Поэтому, если контакт не устанавливается, ученика приходится переводить к другому педагогу. Такое, по ее словам, нередко случается в музыкальном цикле из-за индивидуального характера занятий.
«Музыканты - тонкие люди со сложными характерами, с которыми невозможно работать без индивидуального подхода. Это касается не только педагогов, но и учеников, так как их характер проявляется с детства. По своему опыту знаю, что строгостью от них ничего не добьешься - чем больше давишь, тем больше сопротивление», – говорит Насиба Шарипова.
Она отмечает: если ученик заметно не готовится и не занимается, она говорит с ним по душам, выслушивает, анализирует ситуацию и принимает решение. Ведь бывает, что проблемы человека могут быть связаны с семьей, учителем, соседями или другими обстоятельствами, и в таких случаях необходимо помочь. С учителями ситуация обстоит схожим образом.
«Находить личный подход - самое сложное в моей работе. У нас есть очень принципиальные педагоги, с которыми бывают разногласия относительно учеников и их отметок. Ежедневно мне приходится разбираться в различных ситуациях и принимать решения», - заключает она.
Музыкальное будущее
В следующем учебном году Насиба Шарипова планирует реализовать новую образовательную программу для струнного отделения. К сентябрю она собирается издать методические пособия по общему фортепиано на двух языках - таджикском и русском. Они предназначены специально для молодых педагогов. Распространить их планируется по всем музыкальным школам.
«Я очень хочу помочь молодым преподавателям, которые приходят в нашу профессию и не знают: с чего начать, какую методику использовать и какую программу дать ученикам, - делится Насиба. - Пусть мое пособие станет настольной книгой для всех начинающих педагогов по фортепиано».
Также ей хочется видеть в школе больше детей из районов, ведь многие таджикские музыканты и композиторы были родом из глубинки. Школа является интернатом, что позволяет принимать таких одаренных детей.

Насиба считает, что для выхода школы на высокий международный уровень было бы хорошо наладить обмен профессиональным опытом с иностранными коллегами, организовывать для педагогов посещение семинаров и мастер-классов, хотя бы в онлайн-режиме.
Кроме того, учителя школы Шахиди могли бы посещать музыкальные школы городов и районов республики и взаимодействовать с ними, чтобы повысить уровень музыкального образования в стране.
Продолжение династии
У Насибы Шариповой четверо детей, и она, продолжая семейные традиции, отдала двоих старших сыновей на духовое отделение в родную школу. Однако второй сын решил иначе. Будучи первоклассником, он сам подошел к тогдашнему заведующему струнным отделением и попросил перевести его в класс виолончели.
«Я объясняла ему, что это очень сложный инструмент, и что я специально отдала их с братом на духовые, - поясняет Насиба. - Но он твердо стоял на своем. Наверное, у него врожденная любовь к виолончели. В этом году они с братом уже закончили 8 класс».
Ее третий сын также учится в школе Шахиди на струнном отделении, а младшей дочери исполнился всего год.

Насиба Шарипова признается, что ни разу не уходила в декрет с любимой работы. Она не может оставить родную школу без присмотра и успевает быть прекрасной матерью, женой, педагогом и руководителем.
Все фото предоставлены героиней материала
Этим летом оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК




Хранитель Сиёмы. Какой он, отшельник Иван Брагин?
Apple и Google заявили о возможных хакерских атаках на пользователей в Центральной Азии
Служба связи Таджикистана предупредила о мошеннических звонках от имени мобильных операторов
Таджикистан и ООН обсудили разработку новой программы сотрудничества по устойчивому развитию на 2027–2030 годы
В Таджикистане выросло число ищущих работу: вакансий меньше, чем желающих трудоустроиться
2,7 млрд человек получили доступ к воде, но ухудшение экосистем ставит под угрозу достигнутый прогресс, — доклад АБР
Таджикские дети, вернувшиеся с войны, снова учатся мечтать
В Раште молодожены погибли от отравления угарным газом
Тяжелоатлет из Таджикистана установил новый мировой рекорд в пауэрлифтинге
Трамп выразил разочарование тем, что Зеленский не изучил мирное предложение США
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста