«Действия Узбекистана и России по Таджикистану несогласованны, но…»
У Узбекистана и России разные стратегические цели в Таджикистане, и одновременные действия по частичной транспортной и газовой блокаде, а также повышение пошлин на бензин – это совпадения, которые, однако, имеют политические мотивы. В обеих странах недовольны руководством Таджикистана. Таково мнение российских аналитиков. Критика внешней политики Таджикистана звучит и внутри страны. Вместе с невнятной и лихорадочной внешней политикой налицо высокие риски для ведения бизнеса и легальной политической деятельности, что в целом лишает Таджикистан внешней и внутренней устойчивости перед лицом серьезнейших вызовов практически по всем направлениям.
Таджикистан вновь оказался на перепутье, в переплетении геополитических интересов и противоречий. Давление, которое одновременно оказывают на руководство, экономику и политику страны все заинтересованные стороны, не может не вызывать вопросов. В первую очередь, вопрос «Что делать?», поскольку вопрос «Кто виноват?» для каждой стороны является очевидным. Виноват кто-то другой, но не ты. Власти Таджикистана не в восторге от Ташкента и Москвы. Однако неприятность ситуации в том, что ответы Москвы и Ташкента сегодня совпадают: «В кризисе отношений и с Узбекистаном, и с Россией виновато руководство Таджикистана». Растет недовольство внешней политикой и в самом Таджикистане.
Как остаться на плаву?
Так или иначе, но наша лодка, в силу ли внешнего воздействия или ошибок управления, оказалась в водовороте. И руководство Таджикистана, и гребцов, и людей на борту не могут не волновать вопросы: как остаться на плаву, не перевернуть лодку и выбраться из водоворота?
«Таджикистан попал в очень неприятное стечение обстоятельств, когда и Москва, и Ташкент пытаются решить свои геополитические и экономические задачи по-отдельности друг от друга, хотя складывается такое впечатление, что они действуют сообща. И складывается такая ситуация, когда обе эти задачи бьют в одну и ту же цель. Это политическое руководство республики Таджикистан, если называть вещи своими именами», - считает заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
«Однако одновременное давление, которое оказывают Ташкент и Москва на Душанбе, преследует в своей конечной цели разные задачи», - утверждает далее эксперт.
По словам А.Грозина, «действия Ташкента направлены на то, чтобы остановить ТАЛКО, чтобы у властной элиты закончились деньги, чтобы региональные элиты перестали делегировать свою лояльность правящему клану, чтобы подогреть социальное недовольство и, в конечном итоге, чтобы Душанбе отказался от строительства Рогуна или предложил Ташкенту совместное участие в этом проекте». «Хотя, - как полагает эксперт, - Ташкент, скорее всего, хотел бы, чтобы плотина вообще не была бы построена».
Кроме того, Ташкент, по мнению Андрея Грозина, раздражает присутствие в Таджикистане 201-й российской базы. Однако парадокс в том, что это и сдерживающий фактор для Узбекистана, уверен он:
«Если бы в Таджикистане не было российской военной базы, Ташкент был бы в своем давлении на Душанбе еще более бесцеремонным. Никто не знает, как далеко мог бы зайти нынешний латентный конфликт».
Обмен заявлениями между Таджикистаном и Узбекистаном некоторые эксперты в Москве расценили как свидетельство опасности перехода очередного кризиса в отношениях между Ташкентом и Душанбе в фазу регионального конфликта.
«Некоторые наши коллеги заговорили, что перерастание такого латентного конфликта в открытый будет представлять угрозу интересам России в регионе», - отмечает Андрей Грозин. Но добавляет: «Москва пока не готова выступить арбитром в споре между Душанбе и Ташкентом, поскольку это чревато ухудшением отношений либо с одной из его сторон, либо с обеими».
По-видимому, не горят желанием выступить арбитрами и другие крупные игроки, такие, как ЕС, США и Китай. Узбекистан - слишком весомый и важный партнер для них, и ссориться с ним едва ли в их интересах. США заинтересованы в Узбекистане как в главном региональном партнере для функционирования Северной сети поставок в Афганистан и как в точке опоры в собственной геополитической игре. Китай заинтересован в сохранении прочных деловых отношений с Ташкентом, намереваясь наращивать поставки транзитного туркменского и собственно узбекского газа. Москва же не хочет еще более осложнять отношения с Ташкентом, чтобы не сузить возможности маневра в отношениях с ним и в своей игре в Центральной Азии.
Ислам Каримов - фигура неудобная
Сам Узбекистан вызывает не меньшую головную боль в Москве. Отношения Ташкента и Москвы далеко не безоблачны. Ислам Каримов - весьма неудобная фигура для многих, в том числе - для Москвы. Его открытое неприятие евразийского проекта Владимира Путина Москве известно. Вместе с тем, по словам Юрия Бялого, вице-президента Фонда «Экспериментально-творческий центр», Москва очень внимательно и ответственно следит за развитием ситуации в Центральной Азии и в Узбекистане, особенно.
«России очень важно, чтобы Узбекистан не стал сверхвооруженной региональной державой, союзной США и Великобритании после вывода вооружений НАТО из Афганистана. В том, чтобы это произошло, не заинтересованы Москва, Астана, да и Душанбе», - считает эксперт.
Кроме того, по его словам, крупные игроки уже пытаются заглянуть в завтра: каким и чьим будет Узбекистан после Каримова. По словам Юрия Бялого, Москва, в свою очередь, будет препятствовать попыткам смены власти в Узбекистане.
«Сейчас существует тенденция политики Запада сделать ставку на Узбекистан, видимо, уже посткаримовский, - говорит он. - Там попытаются сменить власть на более удобную, тем более, что он уже стар, и сделать Узбекистан региональной опорой западной коалиции. Такие попытки происходят. В это будет вмешиваться, конечно, и Китай. Но и России это совершенно не нужно, поэтому она будет это блокировать. Как, какими способами? Не исключено, что, для того чтобы этого не произошло, Москва может пожертвовать интересами Таджикистана».
Вместе с тем, отдав инициативу в Узбекистане, Москва может потерять и возможность влиять на Таджикистан. Отрезанный от России и вынужденный идти на уступки Ташкенту, Душанбе может оказаться в зоне обратного вращения, нежели северная часть евразийского пласта. До полной транспортной блокады Таджикистана со стороны Узбекистана - всего один шаг. Пока Ташкент пробует на зуб не только прочность экономики Таджикистана и потенциал его внутренней стабильности, но и возможности России и других больших игроков влиять на ситуацию. В блокированном Таджикистане будет блокирована и российская военная база, смысл существования которой здесь для руководства Таджикистана и для самой России будет приближаться к нулю. Вариант пристегивания Таджикистана к южноевразийским и ближневосточным процессам не так уж нереалистичен. Находясь в транспортной блокаде, Таджикистан вынужден будет искать пути выхода на юг и восток и станет все менее подвержен российскому влиянию. Это подхлестнет отток части населения в Россию, которая встретится с еще большим потоком мигрантов и еще большей утратой позиций России в Центральной Азии. Кроме того, отсутствие реальных шагов навстречу и «сдача» Москвой Таджикистана в интересах Узбекистана могут вызвать разочарованность в таком партнере и покровителе. В экспертных кругах Таджикистана уже рассматривают шаги по введению визового режима с Россией и полного отхода от прежнего стратегического партнерства.
Чего хочет Москва от Душанбе?
В Москве это тоже не могут не понимать. Чего же тогда добивается Москва, если она вообще еще способна добиваться своих целей во внешней политике? Судя по настроениям, которые сквозят в оценках российских экспертов, давление на таджикские власти со стороны России преследует цель показать Душанбе, что его дрейф в сторону Запада затянулся и заходит слишком далеко. И Ташкент, и Москва усиливают собственное одновременное давление, ожидая, что Душанбе сломается и прогнется в нужную сторону. Размещение заявления таджикской стороны об узбекском давлении на сайте посольства Таджикистана в Москве – это своего рода апелляция к России, призыв выступить арбитром. Готова или нет Москва сегодня выступить таким арбитром, вовсе неочевидно. Однако такой сигнал из Душанбе может означать призыв к Москве занять более активную позицию. Эксперты в Москве не исключают, что Душанбе в конечном итоге пойдет на уступки в вопросе о подписании договора о продлении на 49 лет пребывания в Таджикистане 201-й РВБ.
Как отмечает эксперт Андрей Грозин, Москва еще также не поставила точку в вопросе о строительстве Рогунской ГЭС. В случае, если Душанбе попросит у Москвы защиты от Ташкента, Россия может потребовать весомой платы за покровительство. Речь может идти о передаче России контрольного пакета Рогунской ГЭС, акционировании ТАЛКО и контрольном пакете алюминиевого завода. В случае же, если Москве не удастся передавить таджикские власти, сама ситуация эскалации напряженности, остановка алюминиевого завода, повышение цен и рост недовольства правящей элитой внутри Таджикистана могут привести к дестабилизации и социальным потрясениям. В этом случае сложно сказать, какой из региональных и крупных игроков выиграет больше. В самом Таджикистане на самом разном уровне после кризиса с российскими летчиками почти открыто говорят, что внешняя политика Таджикистана провалена по всем направлениям.
На кого сможет опереться таджикская элита?
Похоже, что для достижения своих столь стратегически противоположных целей Ташкент и Москва для себя не исключают и вариант смены власти в Таджикистане. Впрочем, таджикские власти сами загнали себя в тупик и сузили поле для маневра. Никто не знает, насколько сильна прививка от социальных выступлений, надежды, на которую возлагают и таджикская элита, и общество после гражданской войны 1992-97 гг. С одной стороны, это действительно так - большинство населения в Таджикистане больше не хочет потрясений и не поддержит призывов к насильственным действиям. Однако, с другой стороны, неприятным открытием для властей может стать готовность немалой части населения принять бескровную смену власти, которую бы осуществили внешние силы.
Возможности консолидации общества перед лицом внешней угрозы, конечно, также имеются. Однако, насколько они достаточны и на какие силы может опереться нынешняя элита в случае, если экономическая и социальная ситуация в силу внешнего давления будет стремительно ухудшаться, никто сегодня определенно сказать не возьмется. Провалы во внешней политике сопровождаются рукотворным осложнением внутриполитической ситуации в Таджикистане, где ведется преследование семьи Тураджонзода и ПИВТ, словно реставрируется раскол в обществе, похожий на ситуацию накануне 1992 года, и перечеркивается роль Эмомали Рахмона в достижении мира в 1997 году. Кроме того, внутри страны растет недовольство все новыми рейдерскими захватами самых лакомых кусков чужого, успешного и раскрученного бизнеса, которые осуществляют близкие к власти люди.
Вместе с невнятной и судорожной внешней политикой подобные шаги внутри страны, высокие риски для ведения бизнеса и легальной политической деятельности лишают Таджикистан внешней и внутренней устойчивости перед лицом серьезнейших вызовов практически по всем направлениям.
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 3 мая 2024 года
Офтальмологическая клиника «Санталь» ищет врача
Афиша от «Азия-Плюс»: Tajikistan Fashion Week, «Весёлый балаган» и концерт ко Дню Победы
Оставленный водителем грузовик въехал в толпу школьников в Кыргызстане
Как небо над Дангарой украшали десятки парапланов
Таджичка борется за звание America`s Favourite Teacher
JICA предоставляет медицинское оборудование для повышения качества медицинских услуг в Таджикистане
Как простой сельский учитель собирает музей Мирзо Турсунзаде
«Сомон Эйр» открывает прямые рейсы из Худжанда в Урумчи
КЧС предупреждает о грозах и усилении ветра
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
dale16 апреля, 2012 00:50
А обосновать свои слова слабо? Или это был лишь показ "могучего" полета мысли, сарказма и иронии? З.Ы. " Как правильно, исподволь, направляет нас, наше мнение туда, куда надо...." - мне вас откровенно жаль, если вы не имеете своего суждения и вырабатываете собственное мнение, опираясь на слова человека, который лишь высказал свое видение на ситуацию :)))
Razzie15 апреля, 2012 07:49
Да уж, А.Грозин разбирается....Правда как-то однобоко...Ну мы, конечно, понимаем, работа у него такая - анализировать так, как надо. Выставлять ситуации так, как нужно! Читаемс, изучаемс,анализируем.... а как же иначе-то? Поучаемся, у мудрецов ума набираемся. И ведь как здорово помогает разобраться в ситуации! Как правильно, исподволь, направляет нас, наше мнение туда, куда надо....
dale14 апреля, 2012 18:33
Кому то Андрей Грозин может нравиться, кому то - нет. Но, судя по ответам, опубликованным на Ленте.ру -http://lenta.ru/conf/grozin/ - в ситуации он разбирается поболее многих комментаторов, опубликовавших здесь свои "мысли". Почитайте, поучитесь уму-разуму, авось, поможет...
Читатель14 апреля, 2012 10:33
А мне статья понравилась. Не каждый день посчастливится читать хороший журналистский анализ с хорошим языковым стилем. Статья вырисовывает картину кризиса в отношениях Душанбе с Ташкентом и Москвой. Хотя можно было бы еще глубже изучать цели Москвы в этой перепалке. Спасибо автору!
Матчинец14 апреля, 2012 01:08
Узбекские власти подогнали тяжёлую военную технику к границам Таджикистана: http://rus.ozodi.org/content/tajik_uzbek_negotiation_/24547192.html
no name13 апреля, 2012 18:24
Nuric, как будто твой коммент чем-то отличается... найди сначала ошибки у себя... И почему это от строительства рогунской ГЭС ничего не измениться?! Умный нашелся!!
Razzie13 апреля, 2012 10:34
А почему модераторы не пропустили мой ответ tajik_timur`? Хотелось бы мне знать, с какой такой стати? В моем комментарии не содержалось никаких оскорбительных реплик, как у этого самого tajik_timur`! Почему такая дискриминация? Или это тот самый заумный журналист, который написал заказанную статейку? Не понравился мой ответ? Так значит он попал в самую точку!
Death korruptsioneram12 апреля, 2012 23:34
Nurik хорош на всех смотреть с высокой колокольни, ети безграмотные люди появились благодаря вам и вами подобных, 1) мы не в летературном сайте. 2) постарайтесь внести вкад учением, а не поучением.3) поучили народ, поучили власть и сказав ИМХО в кусты? Спуститесь с небес милейший.
Бек№212 апреля, 2012 21:47
Запрет узбекского языка в Таджикистане:http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1334247780
tajik_timur``12 апреля, 2012 13:18
Razzie- вы дурО. "Позиция нынешнего руководства республики - это "не невнятная и судорожная внешняя политика", как утверждает автор, а на мой взгляд - достойные уважения - огромные усилия удержать независимость от внешнего посягательства. Это мое мнение, никому его не навязываю."- Вы там пьяны или просто не в себе, девушка. Половина населения унижаясь вкалывает за границей- и это вы уважаете? Дай Бог, чтоб ваши дети также зарабатывали свой кусок хлеба. А мы вас все потом дружно зауважаем. Обещаю.
Nurik12 апреля, 2012 11:58
Прочитал все комментария и все с грамматическими, лексическими ошибками, не говоря уже о корректности и узким кругом мышления авторов за исключением пожалуй двух... Найдите в себе ошибки а потом уже пишите (говорите) и учите других. Относительно статьи то она написана для людей кто в политике не разбирается в силу своей основной деятельности или узкого кругозора, в ней нет новостей, много разных не чем не подкрепленных догадок и размышлений, а также много очевидных вещей чтобы о них упоминать в аналитической статье. 1. В Таджикистане должны понимать, что без сотрудничества с ближайшими соседями, быть достойным игрокам на меж. поле - невозможно. А все заигрывания с Ираном только бесят мировые державы. 2. От строительства ГЭС "Рогун" ничего не изменится в лучшую сторону, и потом руководство РТ не заинтересовано в его строительстве т.к. потеряется фактор внешнего врага, на которого всегда можно списать свои ошибки. Хотя кому я это все пишу... Все сказанное ИМХО.
Razzie12 апреля, 2012 11:10
Слишком много развелось всяких экспертов, консультантов, мудрецов для простаков. Мне нравятся высказывания некоторых комментаторов о том, что в объединении сила! Кому-то на руку, чтобы таджики между собой не ладили, чтобы люди ещё больше озлобливались на нынешнюю власть. Даже намеки на то, чтобы была "бескровная передача власти"! Где и когда такое было возможно? И кто придет на смену? Голодная шайка-лейка? По трупам своих сограждан? Через мародерство к процветанию, как некогда в 1990-х годах, когда с оружием в руках многие пообирали своих же сограждан? Слышала, что есть сейчас и такие умники среди молодежи, которые ждут не дождутся, больших встрясок. Каждому надо начинать с самого себя! Пока люди этого не поймут, никакая власть ничего на тарелочке не преподнесет. Позиция нынешнего руководства республики - это "не невнятная и судорожная внешняя политика", как утверждает автор, а на мой взгляд - достойные уважения - огромные усилия удержать независимость от внешнего посягательства. Это мое мнение, никому его не навязываю.
kostik12 апреля, 2012 10:28
А мне статья понравилось!
Артём12 апреля, 2012 10:27
---MI-28H Night Hunter-- Вообщето ТАЛКО это алюминивый завод причём здесь 10 лет без света? Вообще кто администрирует эти сообщения? Как можно такие тупые коментарии размещать на сайте???? Куда вы смотрите? Займитесь наконец-то делом!!!
Артём12 апреля, 2012 10:23
Ali (не проверено) 11/04/2012 06:56 Дорогой Али я тебе приведу 6 млн. примеров что даже если статья будет на таджикском, то всё равно непоймут что написано!
Monobliz12 апреля, 2012 10:17
«России очень важно, чтобы Узбекистан не стал сверхвооруженной региональной державой"- Xaxaxa...nu i nasmeshili vi nas gospodin expert:)Nu kak moghet strana u katorogo VVP(vnutreniy valoviy produkt) na dushu nasilenie sostovlayushaya sevoto $3300 (168 mesto v mire!) bit derghavoy, pust daghe i v takom bednom regione kak Central Asia? A esli nash dorogoy expert isxodit iz logiki tago chto u uzbekistana na 10 millionov bolshe golodnix rot chem u nas, to takim obrazom India s ego pochtichto 1.5 miliardnim nasileniem, obognav Ameriku, davno dolghen bil stat sverxderghavoy? P.S. edinstvennaya strana v regione kotoraya POTENCIALNO moghet, v silu svoix ogromnix prirodnix risursov, pretindavat na role regionalnoy derghavi eto Kazakhtan. Tamom va salom...
Артём12 апреля, 2012 09:51
Я с Насибой согласен в том что статья Г но что поделать! Хоть что-то и то хлеб. Я надеюсь и верю что в будущем мы все вместе посмеёмся над сложившейся ситуацией в стране, когда безграмотность и коррупция рулят, когда бизнесом в стране занимаються узбеки, авганцы, иранцы, китайцы... а наши соотечественники работают грузчиками у них.
Артём12 апреля, 2012 09:27
Таджикистан на протяжении своей истории только во времена И. Сомони имел независимость, Поймите что быть независимым государством это очень сложно и как бы нам не хотелось быть свободными это не получиться, в силу ряда обстоятельств. Моё мнение выход из такой ситуации ожидает республику минимум лет через 30 потому, а за это время нужно эфективно подгатавливать специалистов, а не те дибилы которые сейчас приподают и учаться. Только квалифицированые инженеры, технологи, руководители, начальники и т.д... могут изменить наше жалкое существование.
Rich.11 апреля, 2012 19:35
все мы в чём то правы,но если б Узбекистан был на место Таджикистана и Таджикистан наоборот в Узбекистане....,то знайте и запомните УЗБЕКИСТАН перекрыл бы все Реки идуший к Таджикистан ... .!Мы то хоть Даём Воду... а они блин....Карочи Трусы ,закрыли краник свой Проклятый Газ,и Рельсы п
no name11 апреля, 2012 19:30
Наш президент ничем не лучше узбекского - оба используют власть в своих интересах...
snow11 апреля, 2012 18:24
Насиба (не проверено), самая умная? А Вы напишите сами, мы с радостью прочтем и обсудим.
МИНИ11 апреля, 2012 16:33
Дорогой Темур, прежде чем что-то писать надо кое какие-то книжки читать. А то у вас получилось реферат первокурсника. Согласен с тем, что за последние 10 лет Душанбе начал свою более или менее независимую внешнюю политику, т.е несогласованную с Москвой и в собственных интересах. Ташкенту видимо не нравятся тенденции, нарастающие в Таджикистане за последние годы: это - относительно либеральная пресса и развития гражданское общество, свобода исламской общины и, конечно же, экономические амбиции. А все это также раздражает Россию. Какова бы ни была Душанбинская элита, она до определенной степени уже смогла дать народу почувствовать плоды независимости. Так что кто бы не приходил во власть в Душанбе, вряд ли будут плясать под дудку России или Ташкента.
Хуршед11 апреля, 2012 15:09
Потому и давят, что Республика наша слабая экономически и соответственно в военном плане отсталая. Кроме того его добивает повсеместная коррупция и безграмотность. И идеальный вариант, войти в состав России на правах субъекта Федерации.
Патриот11 апреля, 2012 14:09
Дорогие сограждане. Давайте не сдаваться, и бороться. Почему мы не имеем права построить свой личный ГЭС, почему Таджикистан всегда должен зависит от какой не будь страны. Читая вашу комментарии мне больно, за то что, не кто не защищает и не любит свою страну. Да, наши Элиты как пишут, не без греха -да ,каждому Бог судья. Если мы все время будем искать виновных и если это помогло бы то это другой разговор. Все страны мира хотят все больше завоевании. Но мы должны быть одной командой и выживать в сегодняшней жесткой политической битвы между странами мира.
nadejda11 апреля, 2012 13:58
statya s tochki zreniya prichinno-sledstvennikh svyazei mojno skazat slabaya i voobshe gde fakty chto poziciya Moskvy i Tashkenta v chyom to sovpadayut???
Насиба11 апреля, 2012 13:52
Статья плохая, непонятная, автор прыгает с одной мысли на другую. Также у автора нет никаких понятий о внешней политике, т.е. том, какая она должна быть у государства вроде нашего. Итог по статье: - Таджикистан такой весь супер-пупер, что за него дерутся. - а за защиту супер-пуперского Таджикистана хотят пакет акций предприятий. - а еще гордые "эксперты" ратуют за введение визового режима с подлой Россией, в которой больше миллиона наших граждан. Ну давайте, эксперты, вводите режим, посмотрим, как завоют наши граждане там. - "эксперт" Андрей Грозин такой эксперт. Не дай Боже его в политические круги. - в целом непонятно - что же хотел сказать автор.
TOR11 апреля, 2012 12:15
muslim а вы мне нетыкайте. А чем он лучше? Может примеры напишите? Каримова пусть ругает его народ и есть за что. У нас вся власть наглым образом заботится о сваём благосостоянием и на народ им наплевать. Ну за что хвалить ЧО? За нацию гасторбайтеров? За безграмотность молодого покаления? По официальным даным каждый год в России сколько погибают народа? Сколько дитей умерают от недоедания? Сколько самоубийств каждый год? Если найдёте ответ на три последнии вапросы то поймёте что, с 1997 года погибло два раза больше людей чем на гражданской войне. Ташкент и Москва зная настроение и недовольствие народа специально давят на Таджикистан и если у нас небыло бы внутрених проблем то они не насикуду незадумалисбы что бы довить на нас.
tajik_timur``11 апреля, 2012 10:52
Москва давит, ташкент давит, Госдеп через хилари чего-то обещает, и только Китай сидит спокойно и наблюдает со стороны, как вокруг его будущей провинцией все бегають. Дураки они все и это факт! Китай уже столько сюда инвестировал и людей нагнал, что недалёк тот час, когда по счетам придётся расплачиваться ... территорией. Денег-то нема. Всё вложено в недвижимость. И фигс два Москва или Ташкент смогут вмешаться и отказать китайскому братцу-кролику в такой мелочи, как весь Таджикистан. Кушать подано. Не извольте отказываться, господа.
muslim11 апреля, 2012 09:55
TOR:::::::: Sledi za Slova . Nash Prezident luchshe chem Prezident Uzbekistan
Александр11 апреля, 2012 09:31
Я полностью подерживаю Муслима. И на вопрос на кого опиратся Таджикистану в этой ситуации рекомендую опиратся на свой народ, на трудолюбивый свой народ!!! Не надо братя ничего боятся. 49 лет на достройку Рогуна максимум что можно предложить.
vatanam11 апреля, 2012 08:43
2 Рустам Таких как ты и с такими лозунгами нужно выгнать из РТ или казнить за измены РОДИНЫ.
тачик11 апреля, 2012 08:03
Таджикистан как бы он не маневрировал во внешней политики плюсь с развитием экономической динамике в стране он ведет осторожную внешнюю политику ведь для чего мы стали независимым государством (со всеми нац интересами)? Тадж учиться вести внешнюю политику с новыми реалиями и с учетом судьбы дареной стране, терпения и умные маневры самые главные.
---MI-28H Night Hunter---11 апреля, 2012 07:41
Nam i tak luchshe!!! Da nafiga nam Talko!!! pust bez sveta budem jit eshe 10 let a potom che budet neznaem!!! SAMOE GLAVNOE JILI MIRNO I SPOKOYNO!!!
Ali11 апреля, 2012 07:03
Было бы еще лучше еслиб Азия Плюс печатали на таджикском.Знаете сколько людей не понимают русский,- большинство части населения страны..Ни где ни в какой школе не препадают нормально, для того чтоб твое чадо понимало хоть что-то, нужно объязательно нанимать репетитора.В школах как и в вузах всегда просят приносить деньги.Как и страна образование тоже находится в глубочайшем кризисе
Ali11 апреля, 2012 06:56
Блин как же было бы классно, когда все эти статьи выходили на таджикском и были бы во всех лавках страны. Большая часть населенения почти не понимает русский.
Nazar11 апреля, 2012 02:11
Просто кое кому пора уйти на покой , а этот кое кто не хочет, вот и народ страдает !!!
Saifoollo11 апреля, 2012 01:21
Я горд что я Таджикистанец и многомиллионий народ Таджикистана этим гордиться. Политика правильная за исключением некоторых провалов. Нужьно остаивать свои интересы во чтобы нестало и вот тогда мы увидем независимый Таджикистан о котором мы так дольго мечтаем. Сабри чамил, Эмони комил ва кушоиш дар корхоямон Хамватанони азиз!
aka10 апреля, 2012 23:01
Mnogouvazhaemi Temur nu skazhite nakonec kto etu situaciyu sozdal, kto svoim mudrim resheniem myagka skazat zagnal ves narod v tupik. Ah da vspomnil nam zhe nelza kogo popadi kritikovat, POSYADUT ili eshe chto nit sdelayut.....ponimayu, nu vseravno spasibo chto hot eto napisali
yob10 апреля, 2012 22:55
Непонятно только одно, что ж вы, "душанбинцы", а точнее политики, то обсираете Россию, а как клюнет петух, сразу же бежите к России за помощью. "Ой....спасите,...помогите....нас залило водой....деньги нужны....снизьте налоги на бензин...". Вы определитесь сначала, быть лизунами или в лицо говорить, а не вот так, за спиной, только в своих мелочных газетках что-то чиркать!
TOR10 апреля, 2012 17:40
Почему Ташкент и Москва давят на Душанбе? Да потому что в Таджикистане одна проблема и её надо устронить.
Рустам+10 апреля, 2012 17:11
Многие, в том числе в Душанбе, отмечают, что нагнетание истерии вокруг Рогуна носит откровенно театральный характер. Разведывательное сообщество в основном категорически против. Американцы, вот, выражают опасения, что Узбекистан, вот, перевозбудившись, ударит по Таджикистану без ведома США. Ташкент и Москва грозят Таджикистану новыми санкциями. Каримов обещал “принять самые строгие меры”. На этот раз речь идет не о пресловутой энергопрограмме, а о заговоре: таджики готовили теракты на железной дороге. В дальнейших планах заговорщиков было нападение на американские и британские посольства в Душанбе и Ташкенте. Однако, не тут-то было! Заговор разоблачен.
Рустам10 апреля, 2012 17:09
а все это реально на самом деле.. правящей элите по барабану, они нахапали денег, и смоются в самый нужный момент.. как всегда достанется простому народу.. Нафига нам ТАЛКО?? Доходы от которго все равно не доходят до бюджета (мизер конечно доходит). И когда ГЭС Рогун построят, будет все точно так же как и с ТАЛКО!!!
Muslim10 апреля, 2012 17:03
Derjites bratya, delo ne v Elite Tajikistana a v tom kak ona postupayet a posledniye 10 let ona imenno nachala postupat tak kak nujno tajikam toest v ugodu nacionalnim interesam. Dlya Rossii i Uzbekistana nevajno kto stoit u Vlasti v Tajikistana glavnoye chtobi on bil sgovorchiv i delal vse chto bilobi vigodno im. Allah govorit za trudnostyami vsegda prihodit oblegcheniye. I nikogda ne dumaite chto estli Rossiya ili Uzbeki slomayut vlast i zastavyat eyo prognutsya eto budet luchshe dlya nas. Edinstvenno chto ya schitayu vozmojnim tak eto prodlit dogovor po etoi chertovoi voyennoi baze poluchit desheviy benzin i politicheskiy ves protiv Uzbekistana v lice Rossii eto minimum chto mi mojem sdelat.Otdav zemlyu pod bazu na 49 let mi otsrochim nashu zavisimost hot kak to oblegchiv, za eto vremya Allahu tolko izvestno otkroyem alternativniye puti v obkhod Uzbekistana. No k Rogunu ne podpuskat ne Rossiyu ne Uzbekov inache nam khana, Rogun nado stroit. Budem platit za svoyu je vodu drugim.
Death korruptsioneram10 апреля, 2012 16:22
Темур ВАРКИ так себе, статья на 3 с минусом. Если сказали А то надо сказать Б. Кто создал ету ситуацию?
да ну наа ...10 апреля, 2012 16:19
россия тоже давить?