Таджикская валюта обесценилась по отношению к доллару в течение первого квартала этого года почти на 4,5 процентов. 

Устанавливаемый ежедневно Национальным банком Таджикистана официальный курс сомони к доллару 31 марта составил 8,2293 сомони. Это на 0,3531 сомони или на 4,48 процентов выше установленного 1 января этого года курса.

Сравнительно большему обесцениванию таджикская валюта за этот период подвергалась на наличном рынке: курс сомони к доллару упал на 5,1 процентов. В начале года в банковских центрах обмена валюты курс продажи доллара составил 7,92 сомони, а сегодня - 8,33 сомони. 

Наряду с этим продолжается острый дефицит американской валюты на наличном рынке: банки в лучшем случае могут предложить до 200 долларов одному человеку.

Валютное давление на сомони в НБТ называют временным явлением, характерным для текущего периода года, когда поступление валюты в страну снижается.

В то же время в регуляторе признают, что одной из причин снижения курса сомони является непомерное увеличения объема денежной массы в обороте. Так, согласно данным НБТ, по состоянию на конец февраля в обороте находилось 8,4 миллиарда сомони. Это почти на 60 процентов больше объема аналогичного периода прошлого года. За последний же месяц денежная масса в обороте увеличилась еще на 1,3 миллиарда, составив 9,7 миллиардов сомони.

Увеличение объема денежной массы происходило в результате финансовой поддержки правительством проблемных банков. «Осуществленное в рамках политики поддержки банковской системы финансирование проблемных банков значительно повлияло на монетарные и денежные показатели, создавая курсовые и инфляционные риски в экономике», - отмечают в регуляторе.

При этом, в НБТ успокаивают, что ситуация на валютном рынке находится под постоянным контролем.

В регуляторе подчеркивают, что неумеренное изменение курса национальной валюты в основном наблюдается на наличном рынке. Курсы межбанковских и внутрибанковских рынков остаются стабильно устойчивыми.

Согласно анализам НБТ, основной объем покупки и продажи иностранной валюты производится на безналичной основе – на межбанковских и внутрибанковских рынках. За первые два месяца этого года 20,1% операций по покупкам и продажам инвалюты были осуществлены на межбанковских рынках, 68,1% - на внутрибанковских рынках, и только 11,8% - на наличном рынке.

В регуляторе отмечают, что основная часть спроса на инвалюту связана с оплатой импортируемых товаров (работ, услуг). «Данный фактор играл ключевую роль в сохраняющемся стабильном уровне цен (инфляции) с начала года», - говорится в сообщении.