В то время как кризис в Афганистане бросает его население в объятия радикальных групп, в частности таких, которые угрожают безопасности Таджикистана, в Организации договора о коллективной безопасности, напротив, могут недосчитаться своих участников. Плюс главные силы этой организации – российские вооруженные силы - застряли в затянувшейся войне с Украиной.
Эти факторы должны заставить Таджикистан задаться вопросом о том, в состоянии ли сегодня ОДКБ помочь ему в противостоянии афганской угрозе?
23 ноября в Минске состоялось очередное заседание ОДКБ. Один из членов организации - Армения – отказалась от участия в этом саммите и одновременно просила снять с повестки саммита обсуждение проекта договора о предоставлении ей помощи, которая, в частности, предусматривает отправку наблюдательной миссии на границу Армении и Азербайджана.
Армения уже не первый раз игнорирует интеграционные платформы постсоветского пространства, в особенности ОДКБ, которая не пришла ей на помощь в нужный для нее момент.
В мае этого года Армения заявила о возможном выходе из ОДКБ. В сентябре, после очередного конфликта в Нагорном Карабахе, премьер-министр этой страны Никол Пашинян заявил, что участие в таких структурах не оказалось для Армении эффективным.
«Нападения на Армению, предпринятые Азербайджаном в последние годы, позволяют сделать очевидный вывод, что структуры внешней безопасности, в которых мы участвуем, неэффективны с точки зрения государственных интересов и безопасности Армении», - сказал он.
Напомним, Армения не раз обращалась к ОДКБ за поддержкой в вопросе Нагорного Карабаха, но эта поддержка так и не была оказана. Это объяснялось тем, что страны-участники не признали Нагорный Карабах территорией Армении.
![](https://asiaplustj.info/sites/default/files/articles/331487/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20Reuters.jpg)
Более того, некоторые главы государств-участников ОДКБ с особой радостью поздравляли Азербайджан с победой в этом конфликте.
При этом ОДКБ мобильно отправила войска в Казахстан в январе 2022 года, где начавшиеся волнения в связи с ростом цен на топливо, приобрели затяжной характер. Президент Казахстана Касым-Жормат Токаеве заявил тогда, что на страну напали «20 тысяч террористов» и призвал ОДКБ вмешаться. И она вмешалась.
В общем, повод для обиды у Армении есть. И, несмотря на то, что та же Россия пытается сохранить свое влияние на постсоветском пространстве посредством различных интеграционных платформ, возможный выход Армении из ОДКБ хоть и не может быть ощутимым с точки зрения сокращения сил в рядах ОДКБ, но как минимум принесет ей имиджевые издержки.
Война в Украине
Ослабление в военном плане может произойти от затянувшегося военного конфликта России и Украины, в котором Россия несет большие человеческие и технические потери, соответственно, все военные ресурсы, в данный момент направлены туда.
Так, согласно данным журнала Forbes Ukraine, за 18 месяцев войны прямые военные расходы и стоимость утраченной техники России составили около $167,3 млрд.
«Наиболее крупные статьи расходов: обеспечение военных действий ($51,3 млрд), зарплаты военных ($35,1 млрд), компенсации семьям погибших ($25,6 млрд) и раненым ($21 млрд) и стоимость уничтоженной техники ($34 млрд)», - отмечает журнал.
Помимо этого страна несет экономический ущерб от санкций. Напомним, против России было введено 11 пакетов санкций.
Согласно оценкам Всемирного банка и МВФ, из-за этого ВВП России в 2022 году снизился на 2,1%. В 2023 году, согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, ВВП России может снизиться на 2,5%.
Также Россия несет большие человеческие потери.
Так, на основе данных из открытых источников, Би-би-си совместно с изданием «Медиазона» и командой волонтеров установили имена 33 236 российских военных, погибших на войне в Украине с февраля 2022 года (по сентябрь 2023 года). Как отмечает Би-би-си, минимум 2448 человек были убиты только при отражении контрнаступления вооруженных сил Украины. Авторы исследования отмечают, что реальные цифры могут быть намного выше.
![](https://asiaplustj.info/sites/default/files/articles/331487/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8.jpg)
Би-би-си отмечает, что наибольшие потери понесли отряды, составленные из заключенных. Известны имена 6215 осужденных российских тюрем, погибших на территории Украины, более 100 из них были гражданами иностранных государств, чаще всего - Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Привлечение и принуждение иностранных граждан для участия в войне со стороны России также указывает на проблемы в армии России. Соответственно, у стран Центральной Азии, которые всегда рассчитывали на поддержку России перед лицом внешних угроз, в том числе афганской, есть повод для беспокойства.
Афганская угроза нарастает?
На фоне этих обстоятельств, угроза из Афганистана для стран Центральной Азии, в первую очередь для Таджикистана, нарастает.
В частности, об этих угрозах неоднократно писал директор Аналитического центра Российского общества политологов, руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко.
Так, совсем недавно в своем Telegram-канале, со ссылкой на свои источники из Афганистана, он сообщил, что движение «Джамаат Ансарулла» поставило на поток подготовку смертников.
Напомним, «Джамаат Ансарулла» (он же «Техрик-е-Талибан Таджикистан», ТТТ или «Таджикский Талибан»), состоит в основном из числа выходцев из Таджикистана и базируется в афганской провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном.
Со ссылкой на свой источник из Афганистана, политолог отмечает, что за последние полгода движение «Джамаат Ансарулла» существенно увеличило свою численность:
«Если раньше счёт боевиков этой группировки шёл на десятки, то теперь он идёт на сотни. “Джамаат Ансарулла” смог решить проблемы со своим финансированием, а также с вооружением - его боевики получили доступ к современному американскому и натовскому оружию, которое было оставлено в Афганистане в августе 2021 года», - цитирует он свой источник.
![](https://asiaplustj.info/sites/default/files/articles/331487/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%90%D0%A0.jpg)
Источник также сообщает, что террористы-смертники в основном являются выходцами из Таджикистана и других постсоветских стран. Их подготовка же проходит в специальном медресе «Джамаата Ансарулла», которое находится в уезде Нусай (Дарваз-и-Бала) афганской провинции Бадахшан.
Ранее директор ФСБ России Александр Бортников также заявлял, что на «южных границах СНГ создается “пояс нестабильности”».
По его словам ведется вербовка боевиков из международных террористических организаций, действующих в Ираке, Сирии, ряде других азиатских и африканских стран, и их переброска на север Афганистана.
Он отметил., что такжже возрастает роль «Аль-Каиды», которая в союзе с филиалом ИГ «Вилаят Хорасан» принимает активное участие в подготовке, идеологической обработке и материально-техническом обеспечении подконтрольных группировок.
Численность «Аль-Каиды», по словам директора ФСБ РФ, составляет свыше 1,5 тыс. боевиков, которые расположены в 20 афганских провинциях, а «центром служит регион Нуристан, который является транспортным коридором между Пакистаном, Афганистаном и Таджикистаном».
![](https://asiaplustj.info/sites/default/files/articles/331487/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%A0%D0%A4.jpg)
Число боевиков «Вилаят Хорасан» же, по его словам, достигает 6,5 тыс. человек, и действуют они на севере и в центре страны.
По словам главы ФСБ России, потенциал этой организации может позволить ей совершать террористические атаки за пределами Афганистана, эти организации не скрывают планов по объединению разрозненных группировок и их экспансии в сопредельные страны, прежде всего в Центральную Азию и Россию.
«Располагаем информацией, что вступившие в ряды МТО граждане республик Центральной Азии проводят рекогносцировку приграничья и определяют уязвимые участки для переброски диверсионных групп и средств террора. Приоритетной целью террористов является захват власти в странах Центральной Азии, прежде всего в Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане, и включение их в так называемый всемирный халифат», - заявил Бортников. При этом он неоднократно упоминал, что «это делается при активном участии американских и британских спецслужб».
Кто может обеспечить безопасность?
Угрозу из Афганистана могут представлять не только базирующиеся там группировки, но и само движение «Талибан», которое второй год управляет Афганистаном.
Как считает таджикский политолог Парвиз Муллоджонов, все организации и идеологии тоталитарного и радикального характера изначально направлены на экспансию, расширение и агрессию вовне, поэтому с этой точки зрения экспансия со стороны «Талибан» за пределы Афганистана в той или иной форме – дело времени.
«В этих условиях наилучшая стратегия для Таджикистана – укреплять свою обороноспособность, не полагаясь исключительно на договоренности о взаимопомощи с третьими странами, даже в рамках той же ОДКБ. Потому что лучшая гарантия безопасности в современном мире - это сильная экономика, свои ВПК и армия», - считает политолог.
Политолог Андрей Серенко отмечает, что костяк антитеррористических возможностей ОДКБ все еще составляет российский силовой потенциал, который уже почти два года занят украинским проектом.
«Это, разумеется, создаёт определённые сложности в части решения задач безопасности в регионе Центральной Азии. Однако если угрозы со стороны джихадистских групп, базирующихся в Афганистане, станут предельно острыми, то можно не сомневаться, что Москва найдет резервы, необходимые для обеспечения безопасности Таджикистана и других стран региона», - считает эксперт.
По его словам, общая террористическая угроза также будет способствовать купированию противоречий внутри ОДКБ, которые, очевидно, есть сегодня.
«На мой взгляд, проект ОДКБ нуждается в некоторой модернизации, в частности, расширении числа участников Организации. В частности, стоит обсудить возможность приглашения в ОДКБ Ирана - важнейшего союзника России в регионе, который очень активно работает с Москвой по целому ряду задач, связанных со сферой безопасности.
![](https://asiaplustj.info/sites/default/files/articles/331487/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20AFP.jpg)
Очевидно, что усиление Организации иранским потенциалом сделает ее привлекательной для старых и, возможно, будущих новых членов. ОДКБ пора избавиться от имиджа постсоветской структуры, в которой состоят лишь бывшие республики СССР. Такой статус ограничивает возможности и перспективы ОДКБ, которая должна стремиться к тому, чтобы стать региональной, а может быть, и трансперсональной организацией по обеспечению безопасности», - говорит Серенко.
По мнению политического обозревателя Хурсанда Хуррамова, если Иран со своим мощным военным потенциалом войдет в ОДКБ, то Организация действительно станет очень сильным военным блоком, но вряд ли сами члены ОДКБ захотят этого.
«У Ирана есть четко сформулированная международная повестка, которая заключается в открытом противостоянии Америке, Западу и Израилю.
Если он войдет в ОДКБ, то это будет означать, что, в случае возникновения военных конфликтов с этими странами, другие участники ОДКБ также должны будут в нем участвовать, а это никому из них не нужно, даже России. Какими бы хорошими ни были отношения России и Ирана, но это партнерство существует лишь в тактических вопросах.
Иногда они объединяются перед лицом общего врага, например, в вопросе Сирии, в сегодняшних экономических условиях, но ожидать, что они объявят друг друга военным партнером и будут друг ради друга стоять до конца – такого не будет.
У каждого в приоритете национальные интересы, а такие Союзы противоречат этим интересам», - говорит Хуррамов.
По его словам, на сегодняшний день ОДКБ может противостоять внешним угрозам, но если речь идет о малых угрозах. Перед большими угрозами ее потенциала уже не хватит.
«Потенциал ОДКБ можно оценивать относительно чего-то. Если речь идет о предотвращении инфильтрации нежелательных угроз с юга, то организация вполне дееспособна, поскольку угрозы не столь масштабны, как о них говорят.
![](https://asiaplustj.info/sites/default/files/articles/331487/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%20jscsto.org.jpg)
Но если речь пойдет о более крупных угрозах, то она не справится, так как фактически ОДКБ – это Россия, для этого достаточно заглянуть в бюджет организации. Поэтому, чем меньше возможностей у России, тем слабее потенциал ОДКБ», - отмечает обозреватель.
По его мнению, у Таджикистана пока повода для беспокойства нет еще и потому, что недавно республика заключила соглашение с Китаем в вопросе безопасности, и если при афганской угрозе не хватит потенциала ОДКБ, то будет поддержка Китая.
Также, по словам Хуррамова, Таджикистан недавно подписал соглашение по вопросам безопасности с Ираном, и в случае угрозы Иран тоже окажет свою поддержку, хотя это может быть лишь технической поддержкой, но тем не менее еще одной помощью Таджикистан заручился.
Этой осенью читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
Что такое хелсизм и чем он опасен? Рассказывает врач из Таджикистана
В Кыргызстане опубликовали декларацию о доходах президента. Сколько он заработал?
Высшая лига Таджикистана подешевела. Сколько стоят таджикские футбольные клубы?
В Тегеране неизвестный застрелил двух судей Верховного суда
Жители села на юге Таджикистана вынуждены использовать талую воду для своих нужд – другой у них просто нет
В угольной шахте в Таджикистане погибли трое горняков
Таджикский футболист Вахдат Ханонов вместе с «Сепаханом» завоевал Суперкубок Ирана
Кабмин Израиля одобрил сделку с ХАМАС о прекращении огня в Газе
Россия и Иран стали «всеобъемлющими стратегическими партнерами». Что это значит?
Аренда жилья в Таджикистане. Как правильно заключить договор?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста